Лицензионная деятельность. Глава III. Лицензия на осуществление отдельных видов деятельности. Чем регулируются данные виды деятельности

Лицензируемые виды деятельности в 2019 году | Список по кодам ОКВЭД

Какие виды деятельности подлежат лицензированию в 2019 году? Приводим список.

Не всегда можно сразу приступать к реальной деятельности. Некоторые сферы бизнеса требуют получения специального разрешения от государства – лицензии на определенное направление. Лицензия подтверждает, что лицензиат имеет необходимую техническую базу и квалифицированный персонал для осуществления выбранного направления.

Основной закон, где указаны лицензируемые виды деятельности 2019 года, это закон № 99-ФЗ от 04.05.2011. Но кроме этого, есть еще перечень законов, каждый из которых регулирует отдельное лицензионное направление бизнеса.

Номер закона (№-ФЗ) Направления, подлежащие лицензированию
171 от 22.11.1995 Производство и оборот алкоголя
7 от 07.02.2011 Клиринговая деятельность
4015-1 от 27.11.1992 Страховая деятельность
395-1 от 02.12.1990 Деятельность кредитных организаций
325 от 21.11.2011 Проведение торгов
75 от 07.05.1998 Деятельность негосударственных пенсионных фондов
39 от 22.04.1996 Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
5663-1 от 20.08.1993 Деятельность в области космоса
5485-1 от 21.07.1993 Защита государственной тайны
170 от 21.11.1995 Деятельность в атомной энергетике

Кроме этих федеральных законов, включающих в себя список видов деятельности, подлежащих лицензированию, действуют подзаконные акты на уровне постановлений Правительства. В них указаны лицензионные требования, без которых разрешение не будет выдано.

Лицензирование отдельных видов деятельности поручено уполномоченным государственным органам. Узнать, какая именно структура занимается выдачей нужного вам разрешения, можно из Постановления Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957. Так, образовательную лицензию выдает Рособрнадзор, на медицинскую и фармацевтическую деятельность – Росздравнадзор, а на перевозки – Ространснадзор.

В 2019 году работа без такого разрешения, если оно необходимо, наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ:

  • статья 14.1 — штраф от 4 до 5 тысяч рублей на руководителя и от 40 до 50 тысяч рублей на саму организацию (с возможной конфискацией продукции, орудий производства и сырья);
  • статья 14.1.2 (специальная норма для деятельности в области транспорта) — 50 тысяч рублей на руководителя и 400 тысяч рублей на ООО;
  • статья 14.1.3 (для управления многоквартирными домами) – от 50 до 100 тысяч рублей на должностное лицо и от 150 до 250 тысяч рублей на юридическое лицо;
  • статья 14.1.3 (проведение азартных игр) — от 30 до 50 тысяч рублей на руководителя и от 500 тысяч до 1 млн рублей на организацию с конфискацией игрового оборудования.

Достаточно серьезные санкции, поэтому стоит разобраться, требуется ли в вашем случае лицензирование деятельности юридических лиц.

На какие виды деятельности надо получать разрешение

А теперь конкретно – какие направления подлежат лицензированию в 2019 году? В таблице выше мы уже указали лицензионные виды деятельности, каждый их которых регулирует отдельный закон.

Но самый большой список по сферам бизнеса, для которых необходима лицензия, приводится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011. Всего в списке 51 пункт, но некоторые из них можно объединить в одно направление:

  • Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем, шифровальных средств.
  • Деятельность, связанная со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, а также по их выявлению.
  • Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации, деятельность по защите конфиденциальной информации.
  • Производство и реализация полиграфической продукции, защищенной от подделок.
  • Производство, испытание, ремонт авиатехники.
  • Деятельность, связанная с оружием, боеприпасами, военной техникой.
  • Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
  • Тушение пожаров, монтаж, ТО, ремонт средств пожарной безопасности.
  • Производство лекарственных средств и медицинской техники.
  • Оборот наркотических и психотропных веществ.
  • Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО.
  • Перевозки пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом.
  • Погрузочно-разгрузочная деятельность и буксировка транспорта.
  • Сбор, транспортировка, обезвреживание отходов I — IV классов опасности.
  • Организация и проведение азартных игр.
  • Частная охранная и детективная деятельность.
  • Заготовка, хранение, переработка, реализация металлолома.
  • Трудоустройство российских граждан за пределами РФ.
  • Услуги связи, теле- и радиовещание.
  • Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях.
  • Использование источников ионизирующего излучения.
  • Образовательная деятельность.
  • Геодезическая и картографическая деятельность, маркшейдерские работы.
  • Деятельность в области гидрометеорологии и геофизики.
  • Медицинская и фармацевтическая деятельность.
  • Сохранение объектов культурного наследия.
  • Экспертиза промышленной безопасности.
  • Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения.
  • Управление многоквартирными домами.

Коды ОКВЭД для получения лицензии

При регистрации общества с ограниченной ответственностью заявитель указывает в форме Р11001, какие виды деятельности по кодам ОКВЭД он будет осуществлять. В 2019 году цифровые коды должны соответствовать общероссийскому Классификатору ОКВЭД-2.

Выбрать при регистрации юридического лица можно неограниченное количество кодов ОКВЭД, да и позже их можно добавить. Надо ли получать разрешение уже по факту указания лицензионного вида деятельности в заявлениях Р11001 (Р13001, Р14001) и ЕГРЮЛ?

Само по себе указание кодов ОКВЭД, которые соответствуют одному из лицензионных видов деятельности, не обязывает получать разрешение, если в реальности вы к этому бизнесу не приступили.

Однако здесь есть некоторый риск того, что проверяющие будут пытаться оштрафовать компанию, если она занимается каким-то схожим направлением. Проблема в том, что описание лицензируемого направления бизнеса и его характеристика в Классификаторе ОКВЭД не всегда совпадает.

Например, в ОКВЭД нет термина «конфиденциальная информация» или «защита информации», при этом в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 целых четыре лицензируемых вида деятельности в этой сфере. Зато в Классификаторе есть совсем другие направления:

  • Разработка компьютерного программного обеспечения (62.01)
  • Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02)
  • Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (63.11).

При осуществлении реальной деятельности по этим кодам ОКВЭД можно как иметь, так и не иметь доступа к конфиденциальной информации. В таких неоднозначных случаях ответить на вопрос, нужна ли ООО лицензия, смогут только лицензирующие органы после анализа конкретной ситуации. Желательно, чтобы полученный ответ ведомства был дан в письменной форме, что в какой-то мере защитит от возможного штрафа.

Если же говорить о видах деятельности, не вызывающих сомнений в необходимости их лицензирования, то нельзя назвать один код ОКВЭД, полностью характеризующий лицензионное направление бизнеса.

Например, фармацевтическая деятельность, на которую надо получать лицензию, включает в себя изготовление лекарственных препаратов, их хранение, перевозку, отпуск, а также оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами.

В ОКВЭД-2 мы найдем такие коды, соответствующие фармацевтической деятельности:

  • 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях;
  • 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах.

Такой же анализ и подбор кодов надо проводить и для других лицензируемых направлений. Сделать это можно самостоятельно или обратиться за помощью к юристам-регистраторам. В некоторых случаях их консультации по подбору кодов ОКВЭД оказываются

Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Если деятельность вашей компании в той или иной степени может нарушить обозначенные требования, то получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование - это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее - № 99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании - они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности - это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и др.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Важно!
Весь перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно непростая задача и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно быть в собственности и иметь соответствующую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7,5 тысяч рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 тысяч рублей, а на розничную продажу алкоголя - 65 тысяч рублей за год.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако, вне зависимости от рода деятельности, для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые нужны для получения лицензии, и здесь нужно быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием в получении лицензии.

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2012 г. № 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» допускается подача электронных документов.

По закону в течение пяти рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане - он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это дается 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа его выдают на руки представителю компании.

Лицензия на деятельность - это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае если бизнесмен продолжает игнорировать требования и по истечению этого срока, лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и пр.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании или смене фактического либо юридического адреса осуществления деятельности. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше - от 600 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться непростым, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, орудий производства и сырья, а в ряде случаев - приостановлением деятельности.


Подготовка к получению лицензии - дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако ничего невозможного в этом нет. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.


Помощь в лицензировании

«Лицензирование деятельности - одна из самых сложных процедур, особенно для тех, кто не является специалистом в этом вопросе, - говорит эксперт юридической компании «Клифф». - Начинающие предприниматели, которым требуется получить лицензию, очень часто совершают типовые ошибки при подготовке документации, в результате чего получают отказ в выдаче лицензии. Это не лучшее начало для бизнеса! Поскольку процедура лицензирования деятельности требует строгого соблюдения лицензиатом всех требований и условий, имеет смысл обратиться за помощью к тому, кто знаком с нюансами лицензирования в разных областях.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .

Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
  2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
  3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
  4. Выпуск авиационной техники.
  5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
  6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
  7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
  8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
  9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
  10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
  11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
  12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
  13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
  14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
  15. Организация азартных игр.
  16. Деятельность охранных, детективных служб.
  17. Переработка и продажа лома металлов.
  18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
  19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
  20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
  21. Работа с источниками радиации.
  22. Оказание образовательных услуг.
  23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
  24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
  25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
  26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
  27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
  28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

Какой ОКВЭД использовать фирме

До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

  • ОК 029-2001;
  • ОК 029-2007;
  • ОК 029-2014.

Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

  • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
  • 30.11 (строительство судов, включая военные);
  • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
  • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
  • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

Итоги

Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.

Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иными законами и подзаконными актами.

Положения п. 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.08 № 128-ФЗ определяют область общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, подпадающих под действие данного закона.

Исходя из положений настоящего пункта объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, а именно 87 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие комментируемого Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.

Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с понятием лицензирования применяются следующие основные понятия.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).


Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, а также об аннулировании лицензий.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности .

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Срок действия лицензии .

Срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

На каждый вид деятельности, указанный в Федеральном законе (п. 1 ст. 17), предоставляется в установленном порядке лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой – орган лицензирования.

Порядок получения лицензии .

Для получения лицензии соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;

Копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;

Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Сопроводительное письмо, в котором указывают название фирмы, ее адрес, ИНН/КПП, а также перечисляют все документы, подготовленные для получения лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой направляется соискателю лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления и документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является :

· наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям;

· незаконность решения о выдаче лицензии.

Хотя на самом деле, причин для отказа в предоставлении лицензии намного больше. Одной из причин является нарушение правил оформления документов, представленных для получения лицензии. К таким нарушениям можно отнести:

· хотя бы одна копия документа не заверена у нотариуса;

· неправильно оформлено заявление о предоставлении лицензии;

· неверно оформлено сопроводительное письмо.

В случаях нарушения правил оформления документов, представленных для получения лицензии, лицензирующий орган возвращает их соискателю лицензии. И лицензирующий орган будет возвращать документы до тех пор, пока они не будут оформлены в соответствии с Федеральным законом. В течение 3-х дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей. В случае отказа в предоставлении лицензии, соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

Упрощенный порядок лицензирования . По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.