Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в российской федерации. Цели государственного регулирования ВЭД Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключаются в

Общие сведения о ВЭД

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – это экономическая деятельность государства и субъектов предпринимательской деятельности, связанная с внешней торговлей товарами и услугами.

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность производственных, хозяйственных, организационных, коммерческих, экономических функций.

Деятельность, связанная с ВЭД контролируется со стороны государства. Необходимо отметить, что помимо внутриторговой политики, проводится работа со всеми субъектами международно-экономических отношений.

Цели и задачи ВЭД

Внешнеэкономические связи основаны на взаимодействии хозяйственных субъектов России с иными субъектами других государств.

Цели ВЭД:

  • знакомство с зарубежными производителями;
  • применение различных приемов по изучению рынка;
  • оценка возможностей иностранных предприятий;
  • мониторинг ценовой политики на аналогичные и идентичные товары;
  • обеспечение государства необходимыми ресурсами для производства конкурирующего товара.

Задачи ВЭД:

  • формировать стратегии для развития внешнеторговых связей;
  • изучать базовые принципы внешнеторговой политики страны;
  • защищать экономическую безопасность государства;
  • защищать экономические интересы государства;
  • регулировать ВЭД на уровне государства;
  • обеспечивать контроль экспортно-импортных операций;
  • осуществлять контроль сертификации продукции, которая ввозится в Россию;
  • применять единую систему проверки качества товара;
  • определять единые ставки таможенных сборов;
  • использовать единую для всех субъектов ВЭД статистическую отчетность;
  • предоставлять кредиты, лицам которые в этом нуждаются;
  • привлекать инвесторов, для капиталовложений;
  • подписывать международные контракты с другими иностранными субъектами;
  • создавать новые торговые представительства России за ее пределами.

Основные цели и задачи государственного регулирования ВЭД

Замечание 1

На сегодняшний день Россия использует на практике международный опыт по регулированию ВЭД. Главная задача, которая стоит перед государственными органами – формирование законодательной базы и создание благоприятных условий для ведения международного бизнеса. Одновременно государство должно усиливать контроль выполнения функций, которые предусмотрены для всех субъектов ВЭД, что необходимо для обеспечения национальной безопасности.

В России происходит процесс либерализации ВЭД. Именно поэтому необходимо придерживаться основных принципов ВЭД:

  • равенство всех участниками ВЭД;
  • защита прав и интересов со стороны государства всех участников ВЭД;
  • исключено вмешательство государственных органов во внешнеторговую политику хозяйствующего субъекта.

Основной концепцией государства является единые требования для внешнеэкономической и внешнеполитической политики. Именно на основе данной концепции основывается сотрудничество между другими странами. Данной концепции соответствует новое понятие «коньюнкура».

Определение 2

Конъюнктура – экономическая ситуация, которая происходит на рынке и характеризует уровень спроса и предложения.

Новой концепцией предусмотрено осуществление целенаправленной интеграции в мировую экономику.

Главная цель, которая стоит перед государством, обеспечение благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности, защита политических и экономических интересов России.

Регулирование ВЭД государственным сектором – это не только поддержка и стимулирование внутренних производителей, но и контроль выполнения национальных интересов для обеспечения внутренней безопасности. Также необходимо усилить контроль выполнения экспортерами правил международной торговли, связанных с формированием цен.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

Определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

Разработка соответствующих федеральных программ;

Защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;



Разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

Подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

Организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

Определение и реализация валютной политики страны;

Формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

Контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

Разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

Осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

Контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

Предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

Заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

Иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

Координация действий участников ВЭД;

Выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

Разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

Регулирование приграничной торговли;

Информационное обеспечение ВЭД.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт 11 .

Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства 12 . Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД 13 .

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям 15 .

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

5. Исполнение иностранных судебных поручений .

Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства. Под исполнением иностранных судебных поручений понимается:

· составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов;

· предоставление вещественных доказательств;

· допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства;

· сообщение информации о действующем праве и т.д.

Выполнение таких поручений основано на положениях международных договоров и национального законодательства.В континентальном праве установлен общий порядок - судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции. В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. В законодательстве Российской Федерации общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК Р и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило: процедура выполнения поручения иностранного суда на территории Российской Федерации регулируется российским правом. Современная тенденция: по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права.

Судебное поручение и документы, прилагаемые к нему, целесообразно направлять на языке запрашиваемого государства. При исполнении поручения, учитывая процессуальный характер этих действий, запрашиваемые органы применяют законодательство своего государства. Отказ от совершения отдельных процессуальных действий возможен в случае, если: а) исполнение поручения наносит ущерб суверенитету РФ; б) исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ст. 407 ГПК РФ).

6. Нормы МЧП. Понятие, структуры и классификация коллизионных норм .

В МЧП под кол. Нормой – правило поведения, устанавливающее право какого государства д.б. применено к данному конкретному правоотношению, осложненному иностранным элементом. Кол. Норма – норма общего, абстрактного, отсылочного характера, она не содержит материальной модели поведения, не устанавливает непосредственно права и обязанности сторон, они указывают лишь на компетентный порядок компетентного вопроса. Фактическое применение кол. нормы возможно только с применением нац системы той страны, к которой она отсылает. Но это не чисто технический прием, это важный момент в сотрудничестве различных государств. Именно кол. Нормы санкционируют применение норм иностранного права на территории государства. 2 функции: регулятивная и разграничивающая. Регулятивная – в возможности кол.норм служить основанием применения материальных норм иностранного права. Кол. норма госуд-ва – тот инструмент, с помощью которого законодатель делает действительным иностранное право на своей территории. Разграничивающая функция – они устанавливают пределы применения права определенного государства. Кол.норма разрешает конфликт лишь между национальными правопорядками, поэтому не признаются коллизионными те, которые отсылают к положениям международных договоров. (ст. 15 К-и, ст. 7 ГК – если м.договором предусмотрено иное, чем законом РФ – применяется правило м.договоров).

Структура. Отличается от обычной. 2 части: объем и привязка. Объем кол.нормы определяет вид правоотношения, к которому она должна применяться. Привязка – указывает на правовую систему или законодательства, действующее в данном случае. Пример: ст. 1197. Гр.дееспособность физ лиц – объем определяется его личным законом – привязка. Простые и сложные. Структура простой – один объем и одна привязка. 1112. Сложная – несколько того или другого. 1221. Привязка – абстрактный характер, отсылает не к конкретному правовому акту, а к правовой системе в целом, то есть ко всему правопорядку всего государства. Особенностью современного развития привязок – отказ от жестких коллизионных норм, которые основаны на одном критерии выбора права – для выбора права используется система взаимосвязанных коллизионных норм. Применение гибких правил. Множественность кол.привязок – расщепление, альтернативные, кумуляция.

Кумуляция – когда кол.норма сформулирована с учетом законодательства двух и более государств. 156 СК.

Расщепление – тогда, когда правоотношение в целом подчиняется одному правопорядку, а его отдельные вопросы – другому.

7. Основания применения иностранного права. Порядок установления судами содержания иностранной правовой нормы.

три принципиальных положения, определяющих основы применения иностранного права.

1. На территории данного государства иностранное право может применяться лишь при наличии прямых предписаний об этом национального права. Такие предписания устанавливаются национальными коллизионными нормами, причем не любыми, а двусторонними. Благодаря двусторонним коллизионным нормам коллизия права может быть решена как в пользу своего собственного, отечественного права, так и иностранного. Коллизионно-правовая норма юридически обязательна для всех органов и должностных лиц государства, и если она отсылает к иностранному праву, то оно должно применяться всеми органами и должностными лицами в силу юридически обязательного предписания коллизионной нормы. Коллизионная норма -это юридическое основание применения иностранного права на территории данного государства. Коллизионное право в целом -это мост, связывающий национальную правовую систему с иностранным правом.

2. Национальное право предусматривает общие принципы, на которых строится применение иностранного права, методы установления его содержания, порядок применения иностранного права, а также пределы его применения.

3. Применение иностранного права осуществляется также в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Основы применения иностранного права определяются такими принципами международного права, как суверенное равенство государств, самоопределение, невмешательство во внутренние дела. В соответствии с этими принципами государства обязаны уважать право друг друга свободно определять свою политико-правовую систему и не препятствовать ее функционированию. Право государства издавать и применять законы является одним из его суверенных прав, которые должны уважаться другими государствами. Правоприменительные органы должны с уважением относиться к применяемому иностранному праву, его особенностям с тем, чтобы предписания иностранного права были реализованы с максимальной тщательностью. Уважение иностранного права вытекает из принципа суверенного равенства государств.

Государственное управление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью - это система экономических, политических и административных мер, которые осуществляют государственные органы власти по усилению и распространению участия страны в международном разделении труда для оптимизации структуры потребления и увеличения результативности общественного производства. Это управление является составной частью механизма, воспроизводства национального экономического потенциала и является одним из главных объектов государственного управления национальной экономики наравне с технологической, воспроизводственной, территориальной и отраслевой ее структурой, социальными отношениями, научно- техническим прогрессом, окружающей среды и др.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции Центра должны находиться такие важнейшие вопросы: разработка федеральных программ, защита экономического суверенитета страны, разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД, заключение международных договоров и др.

Субъекты Российской Федерации в свою очередь правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству, контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы и др. (Рис.1.1)

Рисунок 1.1 Компетенция Федерации и её субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности

Общие цели стратегии государственного управления внешнеэкономической деятельностью определяются в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной и социальных сферах. Это, к примеру, преодоление кризиса экономики, потребность структурного преобразования производственного запаса, защита отечественного производителя, повышение занятости, борьба с инфляцией, оздоровления платежного баланса и т.д. Достижение конкретных целей и устанавливает определенные направления, формы, объёмы государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности.

Суть государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, обеспечивающее оптимальную реализацию коллективных, и личных и государственных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в определенном отрезке времени и на перспективу на основе права, общепринятых мировых норм и правил.

Механизм управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности является конкретной системой правил, инструментов и способов регулирования отношений, в которые вступают субъекты ВЭД. Эта система включает 3 главных блока: принципы регулирования; совокупность определенных способов и инструментов управления; институционно-правовые структуры.

Принципы государственного управления ВЭД в Российской Федерации, следующие:

  • · защита государством законных интересов и прав участников ВЭД, а также законных интересов и прав российских потребителей и производителей товаров и услуг;
  • · недискриминация и равенство участников ВЭД;
  • · единство таможенной территории РФ и взаимность в отношении другого государства;
  • · обеспечение и осуществление возникающих из международных договоров прав Российской Федерации и выполнения обязательств РФ по международным договорам; выбор мер государственного управления ВЭД, гласность в разработке, применении и принятии мер, объективность и обоснованность использования этих мер;
  • · исключение неоправданного вмешательства государства или ее органов во ВЭД и нанесение ущерба экономике России и участникам;
  • · обеспечение права на обжалование в судебном или другом установленном законом порядке незаконных действий;
  • · единство системы и использования методов государственного управления на всей территории РФ.

Выделяют 2 вида главных принципа международного экономического сотрудничества, определяющие характер и формы государственного управления международных экономических отношений страны на общегосударственном уровне: протекционизм и свобода торговли. Они применяются в международных экономических отношениях в самых различных сочетаниях.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от зарубежной конкуренции, которая осуществляется через высокие ставки таможенного тарифа на провозимые товары через границу, а еще через такие нетарифные ограничения, как валютные и количественные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм приведет к резкому падению результативности производства национальных компании, уменьшению конкурентоспособности провозимых товаров.

Свобода торговли - означает исключение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В крайней мере для стран с развивающей экономикой это приведет к уничтожению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Вследствие чего, вечной проблемой этого является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках чего и колеблется внешнеторговая политика, которую осуществляет комбинация двух подходов.

Комплекс определенных экономических инструментов государственного управления включает: валютные курсы; таможенные тарифы; субсидии; импортные и экспортные квоты и лицензии; систему установления цен на импортно-экспортные товары. Более подробно они описаны во втором параграфе первой главы. Институционно-правовые структуры составляют: разные национальные и международные акты, соглашения, договоры, правила, нормы, обычаи и т.д., регулирующие порядок проведения международного экономического взаимодействия.

Эффективность механизма управления внешнеэкономической деятельности может быть оценена с помощью следующих критериев:

  • 1) Действенность распределения и применения имеющихся национальных экономических запасов с точки зрения обеспечения применения услуг и товаров населением страны;
  • 2) Воздействие системы управления привлечение инвестиций, на рост экономического потенциала;
  • 3) Обеспечение занятости населения;
  • 4) Распределение доходов между субъектами ВЭД, как на национальном, так и на международном уровне;
  • 5) Стабильность цен;
  • 6) Качества жизни в обществе;
  • 7) Экономическая безопасность страны.

Механизм управления международных экономических отношений состоит из 2-х связанных между собой элементов: национального и международного. Потому механизм государственного управления ВЭД на национальном уровне находится под определенным воздействием международных рычагов.

Изучая государственное управление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности как определенную систему, при рассмотрении ее структуры уместно выделить 4 главных элемента:

Во-первых, главным элементом, который определяет результативность работы всей системы государственного управления ВЭД, является реализация и выработка внешнеэкономической стратегии. В основе внешнеэкономической стратегии РФ лежит непрерывный процесс сложного приспособления структур отраслевой, технологической, организационной и других сфер экономики к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства;

Во-вторых, так называемые «технологические» элементы системы регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности, то есть экономические инструменты, которые в зависимости от способа применения подразделяют на инструменты непрямого и прямого действия. При этом к инструментам прямого действия относятся: непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (управление количественными объёмами импорта/экспорта, управление цен на импорт/экспорт товаров и услуг, установление валютных курсов и т.д.); целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); законодательное регулирование. К непрямым инструментам можно отнести налоговую политику, которая оказывает влияние на платежеспособность населения и объемы производства, рост сбережений ведет к увеличению отложенного спроса, снижение курса национальной валюты создает интерес в экспорте товаров и т.д.

В-третьих, важную роль в процессе государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности играют различные стандарты и технические нормы. Международные стандарты - предложения международных специализированных организаций, которые устанавливают общие для похожих товаров, проводимых в различных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо применения. В отличие от национальных стандартов не все международные носят обязательный характер для их применения, однако использование международных стандартов повышает способность товаров конкурировать на международных рынках. Мировые стандарты разрабатываются и рекомендуются к использованию, а именно, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством иных специализированных организаций. Мировые стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий различных производителей, которые призваны работать в едином комплексе.

В-четвертых, это валютно-финансовые регулирование, осуществляемое государством через реализацию и выработку валютной политики, представляемую комплексом мер правового, экономического и организационного характера, которые проводятся центральными финансовыми учреждениями, государственными органами и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важнейшим средством, который содействует включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по управлению валютно-кредитных и расчетных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, скупка или продажа валют Центральным Банком на валютном рынке, увеличение или уменьшение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты конкретным лимитом, установление «коридора», его повышение или уменьшение). Изменение валютного курса влияет на динамику импорта/экспорта страны.

Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Протекционизм, свободная торговля. Правовое регулирование. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Участники внешнеторговой деятельности. Государственные органы управления. Становление многосторонней системы регулирования международной торговли (ГАТТ).

Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - комплекс государственных мероприятий, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности является одним из составляющих в общей системе государственного управления, представляя собой одно из звеньев государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование:

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на:

Конституции Российской Федерации

Федеральным законом № 164 «о государственное регулирование внешнеторговой деятельности»

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон «О таможенном тарифе»

- «Таможенный кодекс ТС»

ФЗ №311 « о государственном регулировании в РФ»

- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

- "Об экспортном контроле"

и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.Законы определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №164, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности отражаются в торговой политике каждой страны. Это составная часть экономической политики. Цели торговой политики должны сочетаться с целями таможенной политики

Торговая политика-часть экономики государства, основной целью которой является создание благоприятных условий для российских экспортёров, импортёров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Приоритетными целями внешнеторговой политики России являются:

1.. обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин, технологий, оборудования, информации и капитала

2. оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на международных рынках

3. разработка и применение системы инструментов, методов обеспечивающих достижение государственных целей- обеспечение экономической безопасности.

4 защита законных интересов участников внешнеторговой деятельности,. Достижение благоприятного торгово-политического режима и устранение торгово-экономических барьеров

Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

1. Защита экономического суверенитета . Понятие экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств. 2. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации . Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой понимается обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. 3. Стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности . В последнее время внешняя торговля проявляет себя как динамично развивающийся сектор российской экономики, о чем свидетельствуют данные внешнеторговой и таможенной статистики.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на прогрессивные изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. На достижение этой цели ориентирована внешнеторговая политика Российской Федерации - целенаправленная деятельность государства по регулированию международного товарообмена (объема, структуры и условий экспорта, импорта и транзита) путем установления соответствующего внешнеторгового режима. Она направлена на обеспечение:

Наилучших условий доступа российских товаров на мировые рынки; -эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров;

Доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

Благоприятного платежного баланса страны; - повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

Соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств. 4. Обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. Внешнеторговое регулирование нацелено на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по торгово-экономическим вопросам, сотрудничеству в таможенной сфере и т.д.

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» №164. К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики любой страны состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В ст. 4 ФЗ-164 сформулированы основные принципы государственного регулирования ВТД:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.1. Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992–1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивающий переход от административных в основном к экономическим методам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Основными принципами регулирования внешней торговли являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

26. Необходимость учета государственного денежно-кредитного регулирования в коммерческой деятельности Коммерческие предприятия, осуществляя свою деятельность, не могут не обращать внимания на меры, предпринимаемые государством в целях регулирования денежной массы в

автора

Глава 6 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности 6.2. Источники финансирования инновационной деятельности 6.3. Развитие венчурного финансирования 6.4. Зарубежный опыт инновационного

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

автора Коллектив авторов

Раздел V Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

Глава 12 Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций 12.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) приводится в ст. 1 Федерального закона «Об

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 1 Организация внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 2 Регулирование внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.7. Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности Возросшая роль кредита во ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами: ростом доли науко– и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

9.4. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия Международный маркетинг можно определить, как философию и инструментарий международного предпринимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 11 Страхование во внешнеэкономической

автора Альбова Татьяна Николаевна

77. Понятие и особенности государственного регулирования страховой деятельности Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

116. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:1) участие исполнительной власти в

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности в частности запрещает подкуп местных компаний и государственных чиновников независимо от местных традиций и норм деловой этики. В