Что обозначает запрещающий дорожный знак «Ограничение высоты. Запрещающие знаки Размеры дорожного знака ограничение высоты над воротами

Вряд ли вы сможете промчаться по автодорогам, на которых вы не сможете встретить ни одного дорожного знака. Именно они являются главными помощниками, указывающими водителям, какие действия он должен совершать на конкретных участках, чтобы избежать , уйти от нежелательных последствий. По обочинам дорог устанавливают разнообразные дорожные знаки, среди которых выделяется специфическая группа, строго запрещающая выполнение определённых манёвров.

В каждой стране вводятся некоторые ограничения не только по количеству перевозимого груза, но и по высоте непосредственно самого транспортного средства. В частности, российским законодательством определено, что максимальная высота не должна превышать четырёх метров. Кстати, такое требование выдвигают и страны СНГ, поэтому по их и российским автодорогам не сможет беспрепятственно промчаться большегруз, высота которого достигает 5 м, если на его пути встретятся инженерные конструкции.

Однако это вовсе не означает, что в других странах действуют точно такие же требования. Если кто-то уже бывал в Китае, тот знает, что там разрешается перевозить грузы автомобилям, высота которых не превышает 4,3 метров. Важно обратить внимание, что выдвигаемые ограничения по допустимой максимальной высоте на разных участках дорог могут отличаться. Чтобы водитель мог безукоризненно соблюдать правила дорожного движения, на дорогах устанавливают знаки, указывающие на ограничение высоты.

Назначение дорожного «помощника»

Установка такого осуществляется на тех участках автодорог, где имеются мосты, путепроводы, эстакады, под которыми приходится проезжать автомобилям. Точно такие же знаки размещают перед въездом в тоннели. Понять, для чего это делается, сможет даже ребёнок, поскольку пространство самой конструкции имеет определённую величину, поэтому втиснуться в неё более крупному по размерам транспортному средству будет, безусловно, затруднительно.

Требования дорожного знака

Дорожный знак «Ограничение высоты» указывает водителю транспортного средства на конкретный запрет по высоте. При этом водитель должен учитывать не только параметры самого транспортного средства, но и груза, который перевозится, соответственно, возвышается вверх, выступая в качестве конкретного препятствия.

Если игнорировать требования этого знака, в случае проезда автомобиля, величина которого превышает допустимые нормы, под определёнными инженерными конструкциями, избежать плачевных последствий не удастся. В частности, большегрузы могут повредить сами конструкции, вслед за которыми последуют другие непредвиденные неприятности. По причине разрушения конструкций , если машина затронула и повредила переходы над дорогой, созданные специально для безопасного передвижения граждан. По причине превышения указанных параметров могут выходить из строя системы видеонаблюдения, осветительные приборы.

Водитель транспортного средства, проигнорировавший запрет установленного знака, фактически нарушает ПДД. Как известно, при нарушении правил дорожного движения уйти от ответственности не удаётся. Пытаясь проехать по автодороге, на которой установлено ограничение по высоте, водитель однозначно нарушает правила дорожного движения, за что вынужден нести административную или гражданско-правовую ответственность в зависимости от того, какие возникли последствия.

Правила установки знака

Монтаж знака осуществляется на нескольких участках дороги, в том числе ещё до того момента, когда автомобиль приблизится к инженерной конструкции. Это делается для того, чтобы водитель имел возможность, заметив ограничение, которое распространяется на его машину, совершить манёвр, предполагающий изменение маршрута. В этом случае водителю не придётся паниковать по поводу того, что он совершенно , поэтому не понимает, в какую сторону ему проще свернуть, чтобы беспрепятственно проследовать далее, обойдя стороной запретную для него зону.

Ниже числового ограничителя, обведённого красной линией, обязательно устанавливают дополнительный указатель, на котором изображают стрелку, указывающую, в каком направлении лучше продолжить движение. На самой конструкции вывешивают повторно знак на тот случай, если водитель был ранее невнимателен и прозевал первоначальное важное предупреждение.

На самом знаке указывается числовой показатель максимальной высоты. Расчёт допустимых величин производится специалистами с учётом определённого дополнительного запаса, величина которого может достигать сорока сантиметров. Такой запас важен, поскольку с течением времени автодороги нуждаются в проведении ремонтных работ, соответственно, может укладываться новое дорожное покрытие, вслед за такими действиями общая величина между конструкцией и дорогой сокращается на несколько сантиметров.

Совсем не мешает обратить внимание на то, на каком цветовом фоне прописан числовой показатель ограничения. Если фон сопровождается белым фоном, тогда запрет по высоте действует на постоянной основе. Если же вы заметили жёлтый фон, тогда ограничения носят временный характер.

Каким бы не был цвет фона, его краска сопровождается светоотражающими характеристиками, поэтому водитель транспортного средства даже в ночное время легко обнаружит предупреждение.

Ответственность за нарушение

Соблюдать ПДД должен неукоснительно каждый водитель. Однако следует учитывать, что последствия, которые могут возникать по причине несоблюдения требований правил дорожного движения, могут быть разными. Если водитель попытается промчаться по автодороге, на которой выдвинут запрет, связанный с ограничением транспортного средства по высоте, за такими необдуманными действиями последует катастрофа. Большегруз просто не сможет проехать беспрепятственно под инженерными конструкциями, поэтому последует механическое повреждение самого транспортного средства, а также инженерных конструкций, которые встретились ему на пути следования. К сожалению, в таких ситуациях человек, управляющий автомобилем, рискует не только собственным здоровьем, а иногда и жизнью, но и тех участников дорожного движения, которые волей случая оказались в момент совершения аварии рядом.

Даже если водитель рискнул и промчался под конструкциями без повреждений, но при этом высота транспортного средства всё-таки превысила допустимый показатель, на водителя распространяется административная ответственность, предполагающая строгое в пятьсот рублей.

Итак, достаточно важно быть предельно внимательными в течение всего периода управления транспортным средством. Это позволит не упустить из внимания ни одно дорожное предупреждение. «Помощники» помогут автовладельцам проследовать к пункту назначения быстро, при этом обойдя легко все преграды, а также уйти от неприятных приключений, связанных с разрушением конструкций, повреждением автомобиля или перевозимого груза.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь вновь пойдет про . На этот раз будут разобраны значения дорожных знаков 3.11 - 3.16, т.е. знаков, имеющих непосредственное отношение к характеристиками транспортного средства (весу и размеру).

Среди прочих будут рассмотрены знаки ограничение высоты, ограничение массы и ограничение длины транспортного средства.

Напомню, что ранее в рамках серии статей "Знаки дорожного движения" были опубликованы статьи:

Знак ограничение массы

Знак ограничение массы запрещает движение автомобилей, фактическая масса которых превышает массу на знаке:

В данном случае запрещается движение транспортных средств, масса которых больше 7000 кг. Естественно, к легковым автомобилям B это ограничение не относится.

Этот знак устанавливается, например, перед мостами, чтобы учесть их грузоподъемность и не допустить перегруза. Также знак устанавливается и перед ледовыми переправами. Нарушение его требований может быть весьма опасным, т.к. может привести к разрушению переправы и погружению автомобиля под воду.

Знак ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства

Знак ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства (в народе - ограничение массы на ось) запрещает движение транспортных средств, у которых хотя бы на одну ось приходится масса, превышающая указанную на знаке:

В знаке из примера - это 6 000 кг.

Этот знак может применяться совместно с табличками 8.20.1 и 8.20.2:

Соответственно, при наличии первой таблички действие знака распространяется на двухосные тележки, а при наличии второй - на трехосные.

Знак ограничение массы на ось применяется, например, во время сезонного ограничения движения по федеральным трассам. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье " ".

Знак ограничение высоты

Дорожный знак ограничение высоты запрещает движение транспортных средств, высота которых больше, чем указанная на знаке:

Он устанавливается перед сооружениями, высота пролетов которых менее 5 метров. Отмечу, что знак обычно устанавливается с небольшим запасом (20 сантиметров), однако нарушать его требования я не рекомендую ни при каких условиях.

Связано это с тем, что ежегодно происходят ДТП, в которых грузовые автомобили врезаются в мосты или надземные пешеходные переходы. Поскольку сбитый мост обычно падает на кабину автомобиля, водителю это нарушение ничего хорошего не сулит.

Однако замечу, что обычно столкновения происходят из-за того, что у грузовика поднят кузов. Тем не менее и просто высокие автомобили иногда сбивают мосты.

Знак ограничение ширины

Знак ограничение ширины запрещает движение автомобилей, ширина которых больше значения на знаке:

Этот знак устанавливается перед сооружениями, в которых ширина проезда менее 3,5 метров. Последствия от нарушения требований знака "ограничение ширины" такие же, как и для предыдущего знака, т.е. автомобиль может уничтожить мост.

Знак ограничение длины

Этот знак запрещает движение транспортных средств, а также составов транспортных средств, длина которых превышает величину, указанную на знаке:

Знак ограничение длины предназначен для того, чтобы слишком длинные транспортные средства не попали на участки дорог, где они не смогут проехать. Например, речь идет об узкой проезжей части, крутых поворотах и т.п.

Знак ограничение минимальной дистанции

Знак ограничение минимальной дистанции запрещает водителям оставлять дистанцию между автомобилями меньше, чем указанная на знаке:

Обычно этот знак устанавливают перед участками дороги, имеющими ограниченную грузоподъемность. Например, речь идет о мостах и ледовых переправах. Также этот знак устанавливают перед пунктами весового контроля.

Запрещающие дорожные знаки ограничения движения по габаритам ТС: «Ограничение высоты», «Ограничение ширины», «Ограничение длины» и знак «Ограничение минимальной дистанции». Для чего они применяются, где и как устанавливаются. Что означают цифры на этих знаках и штрафы за нарушение требований данных знаков.

Знак 3.13 «Ограничение высоты»

Дорожный знак 3.13 «Ограничение высоты» применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

Знак устанавливают в случаях, если расстояние от поверхности дороги до низа пролетного строения искусственного сооружения, инженерных коммуникаций, ворот и т.п. (пролетная высота) менее 5 метров.

Высота, указанная на знаке, имеет значение меньше фактической на 0,2 — 0,4 метра. Таковы нормы. Причем, эту разницу между фактической и указанной на знаке высотой допускается увеличивать в зависимости от ровности дорожного покрытия (цифра на знаке чуть меньше фактической высоты пролета).

Если высота автомобиля (с грузом или без него) больше, чем указано на знаке, то водитель должен объехать участок дороги по другому маршруту. Для предупреждения водителя об имеющемся впереди по движению ограничении по высоте ТС знак 3.13 дублируют, т.е. устанавливают еще и предварительно.

Предварительный знак 3.13 «Ограничение высоты» с табличкой устанавливают за перекрестком в начале участка дороги, на котором вводятся ограничения по высоте ТС. Соответственно, на этом перекрестке есть возможность выбрать другой маршрут.

Повторный знак 3.13 (основной) устанавливается непосредственно в месте ограничения. Допускается устанавливать знак на пролете искусственного сооружения, а при наличии перед ним габаритных ворот — на воротах.

Желтый фон знака 3.13 «Ограничение высоты» означает, что знак временный.

Штраф за нарушение знака 3.13 «Ограничение высоты»

За несоблюдение требования знака 3.13 «Ограничение высоты» на водителя могут быть наложены санкции в виде предупреждения или штрафа 500 руб по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Если же попытка проехать под знак «Ограничение высоты» повлекла нежелательные последствия для пролета, груза или транспортного средства в виде ущерба, т.е. стала причиной ДТП, то санкции будут уже другими.

Знак 3.14 «Ограничение ширины»

Дорожный знак 3.14 «Ограничение ширины» применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

Знак устанавливают перед проездом, если его ширина менее 3,5 метров (например, в тоннеле, между опорами моста и в прочих узких местах). Ширина, указываемая на знаке, имеет значение меньше фактической на 0,2 метра. Таковы правила.

Если ширина автомобиля (с грузом или без него) больше, чем на знаке, то водитель должен объехать данный участок дороги по другому маршруту. Для предупреждения водителя об имеющемся впереди по движению ограничении по ширине ТС знак 3.14 устанавливают дважды, т.е. сначала будет предварительный знак.

Предварительный знак 3.14 «Ограничение ширины» с табличкой устанавливают за перекрестком в начале участка дороги, на котором вводятся ограничения по ширине ТС. На этом перекрестке водитель может изменить свой маршрут и выбрать другое направление.

Повторный знак 3.14 (основной) устанавливается непосредственно в месте ограничения. Допускается устанавливать знак на пролете или опоре искусственного сооружения.

Желтый фон знака 3.14 «Ограничение ширины» означает, что знак временный.

Штраф за нарушение знака 3.14 «Ограничение ширины»

За несоблюдение требования знака 3.14 «Ограничение ширины» на водителя могут быть наложены санкции в виде предупреждения или штрафа 500 руб по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Если же попытка проехать под знак «Ограничение ширины» повлекла нежелательные последствия для конструкции пролета, груза или транспортного средства в виде ущерба, другими словами, стала причиной ДТП, то санкции будут уже другими, по итогам расследования.

Ответственность для водителя за нарушение допустимых габаритов ТС при перевозке груза определяется частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП. «Диапазон» штрафов варьируется от степени нарушения правил перевозки грузов от 1 до 10 тысяч рублей на водителя, с задержанием транспортного средства.

Знак 3.15 «Ограничение длины»

Дорожный знак 3.15 «Ограничение длины» запрещает движение ТС (или составов транспортных средств), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

Знак «Ограничение длины» применяют для запрещения движения указанных выше ТС на участках дорог с узкой проезжей частью, тесной застройкой, крутыми поворотами и т.п., где их движение или разъезд со встречными ТС затруднены.

Если габаритная длина автомобиля либо состава ТС (с грузом или без груза) больше указанной на знаке, то водитель должен объехать данный участок дороги по другому маршруту. Для предупреждения водителя об имеющемся впереди по движению ограничении по длине ТС знак 3.15 устанавливают дважды, т.е. сначала будет предварительный знак.

Предварительный знак 3.15 «Ограничение длины» с табличкой устанавливают за перекрестком в начале участка дороги, на котором вводятся ограничения по длине ТС. На этом перекрестке водитель может изменить свой маршрут и выбрать другое направление.

Повторный знак 3.15 (основной) устанавливают непосредственно в месте начала ограничения.

Желтый фон знака 3.15 «Ограничение длины» означает, что знак временный.

Штраф за нарушение знака 3.15 «Ограничение длины»

За несоблюдение требования знака 3.15 «Ограничение длины» на водителя могут быть наложены санкции в виде предупреждения или штрафа 500 руб по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Если же попытка проехать под знак «Ограничение длины» повлекла нежелательные последствия для конструкции проезда, груза или транспортного средства в виде ущерба, т.е. стала причиной ДТП, то санкции будут уже другими, по итогам расследования.

Ответственность для водителя за нарушение допустимых габаритов ТС при перевозке груза определяется частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП. «Диапазон» штрафов варьируется от степени нарушения правил перевозки грузов от 1 до 10 тысяч рублей на водителя, с задержанием транспортного средства.

Знак 3.16 «Ограничение минимальной дистанции»

Дорожный знак 3.16 «Ограничение минимальной дистанции» применяют для запрещения движения транспортных средств с дистанцией между ними менее указанной на знаке. Знак 3.16 можно встретить на мостовых сооружениях с пролетами ограниченной грузоподъемности, на ледовых переправах, в тоннелях и т.п.).

Действие знака 3.16 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за знаком, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта.

При необходимости зона действия знака 3.16 может быть уменьшена применением таблички .

Желтый фон знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции» означает, что знак временный.

Штраф за нарушение знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции»

За несоблюдение требования знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции» на водителя могут быть наложены санкции в виде предупреждения или штрафа 500 руб. в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП.

Не следует путать штраф за нарушение знака 3.16 со штрафом за, так сказать, общее несоблюдение дистанции, при котором происходит ДТП (наезд сзади). Несоблюдение дистанции трактуется как нарушение расположения ТС на проезжей части, и карается по ст. 12.15 часть 1 — штраф 1500руб.

В случае со знаком 3.16 санкции последуют за нарушение минимальной установленной дистанции.

Навигация по серии статей

Знак применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке. Знак устанавливают в случаях, если расстояние от поверхности дорожного покрытия до низа пролетного строения искусственного сооружения, инженерных коммуникаций и т.п. менее 5 м.

Высота, указываемая на знаке, должна быть меньше фактической на 0,2-0,4 м для инженерных коммуникаций, на 0,3 и 0,4 м - для путепроводов, по которым проходят соответственно автомобильная и железная дороги. Разницу между фактической и указываемой высотой допускается увеличивать в зависимости от ровности дорожного покрытия. Повторный знак 3.13 допускается устанавливать на пролете искусственного сооружения, а при наличии перед ним габаритных ворот - на воротах.

Знаки изготавливаются из оцинкованного металла толщиной 0,8-1 мм, с двойной отбортовкой, что предает дополнительную жесткость корпусу знака. Каждый знак имеет две точки крепления в виде "язычков". Элементы крепления присоединены к корпусу пуклевальным методом, что не искажает изображение знака и обеспечивает гораздо более высокую надежность, чем точечная сварка или клепки.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 n 17АП-255/2008-ГК по делу n А71-234/2007 Отсутствие на внутренней территории истца дорожных знаков, обозначающих ограничение высоты, не является основанием для снижения размера ущерба, причиненного истцу водителем ответчика. Этот вывод основан на том, что водитель обязан выяснить, позволяет ли высота его груза проехать под эстакадой.Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2008 г. N 17АП-255/2008-ГК
Дело N А71-234/2007
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от истца, потребительского общества "О": не явился, извещен надлежащим образом 21.01.2008 г.;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "С": не явился, извещен надлежащим образом 22.01.2008 г.;
от 3-их лиц: 1) П.: не явился, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие;
2) закрытого акционерного общества "М": не явился, извещен надлежащим образом 21.01.2008 г.;
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "С",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 ноября 2007 года
по делу N А71-234/2007,
по иску потребительского общества "О"
к обществу с ограниченной ответственностью "С",
третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования, П. и закрытое акционерное общество "М";
о взыскании ущерба,
установил:
потребительское общество "О" (далее - ПО "О") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С") с иском о взыскании ущерба, возникшего вследствие причинения вреда, в сумме 315 246 руб., расходов по оплате оценочной компании в сумме 2 400 руб., и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 7 852 руб. 92 коп. (т. 1, л.д. 4).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.10.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечен П. (т. 1, л.д. 155).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.10.2007 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено закрытое акционерное общество "М" (т. 2, л.д. 26).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.11.2007 г. (резолютивная часть от 20.11.2007 г.) исковые требования удовлетворены частично, с ООО "С" в пользу ПО "О" взыскано 308 910 руб. ущерба, 2 400 руб. расходов по проведению оценки поврежденного имущества, а также 7 696 руб. 27 коп. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано (т. 2, л.д. 51-54).
Ответчик, ООО "С", с решением суда от 26.11.2007 г. (резолютивная часть от 20.11.2007 г.) не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что суд не правильно применил нормы материального права, не применена статья 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы считает, что дорожно-транспортное происшествие 06.06.2006 г. произошло вследствие грубой неосторожности истца из-за отсутствия предупреждающего знака "Ограничение высоты" на эстакаде и трубопроводе.
Жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.06.2006 г. по ул. Маяковского, 18 в г. Ижевске на территории ПО "О" произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль КАМАЗ 54112, гос. номер С986КА/18, принадлежащий ООО "С" на праве собственности, под управлением работника ООО "С" П., совершил наезд на эстакаду, теплотрассу.
В результате происшествия эстакада получила механические повреждения, а владельцу (ПО "О") причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости ремонтно-строительных работ теплотрассы и стальной эстакады и стоимости работ по проведению оценки поврежденного имущества.
Принадлежность территории базы, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, а также поврежденной теплотрассы ПО "О" подтверждается имеющимися в материалах дела документами (справка Союза потребительских обществ Удмуртской Республики от 22.02.2007 г. (т. 1, л.д. 75), акт установления (восстановления, определения местоположения установленных) границ земельного участка от 27.09.2002 г. (т. 1, л.д. 100), Постановлением администрации г. Ижевска "О предоставлении потребительскому обществу "Оптовик" в аренду земельных участков для эксплуатации и обслуживания складской база по ул. Маяковского, 18 в Ленинском районе" от 02.12.2004 г. N 531/7 (т. 1, л.д. 104), соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от 29.04.2005 г. N 261/3 (т. 1, л.д. 105).
Стоимость ремонтно-строительных работ по восстановлению теплотрассы и стальной эстакады в сумме 315 246 руб. определена на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Э" N 49н-06/2006 (т. 1, л.д. 18-37), расходы по проведению оценки составили 2 400 руб. Таким образом, размер ущерба, причиненный ПО "О" в результате дорожно-транспортного происшествия, составил 317 646 руб. 00 коп. (315 246 руб. + 2 400 руб.). Реальные затраты истца на восстановление поврежденного имущества составили 326 103 руб. 62 коп., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат за февраль 2007 г., счетом-фактурой N 00000014 от 28.02.2007 г. и платежными документами (платежные поручения N 1001 от 20.03.2007 г., N 1002 от 20.03.2007 г., простой вексель N 10 на сумму 176 103 руб. 32 коп. - т. 1, л.д. 130-134).
Письмом от 03.07.2006 г. N 4 закрытое акционерное общество "М" сообщило ПО "О" об отказе в выплате страхового возмещения ввиду того, что дорожно-транспортное происшествие произошло на внутренней территории истца и поэтому не относится к страховым случаям наступления гражданской ответственности владельцев транспортных средств (т. 1, л.д. 14).
Обращение истца к ответчику о добровольном возмещении причиненного ущерба оставлено ООО "С" без удовлетворения (т. 1, л.д. 14).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПО "О" в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим иском. В обоснование заявленных требований истец ссылается на статьи 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал, что истцом не доказано право собственности на теплотрассу и стальную эстакаду, отсутствует противоправность поведения причинителя вреда как необходимое условие применения статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации; на территории, где произошло дорожно-транспортное происшествие, не осуществлены меры по организации дорожного движения (отсутствие знака "Ограничение высоты" на стальной эстакаде и трубопроводе) в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (т. 1, л.д. 50-51).
По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований ПО "О".
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие неопределимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основания, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Юридические лица и граждане возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (пункт 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Материалами дела подтверждается причинение ущерба истцу, связанное с дорожно-транспортным происшествием (объяснения П. от 06.06.2006 г. (т. 1, л.д. 54, т. 2, л.д. 12-14), объяснения Ш. от 06.06.2006 г. (т. 2, л.д. 15), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 07.06.2006 г. (т. 2, л.д. 4).
Фактическим причинителем вреда является работник ООО "С" П. Действия водителя находятся в причинной связи с наступившими вредными последствиями. В подтверждение принадлежности автотранспортного средства ООО "С" в материалы дела представлена копия технического паспорта от 16.11.2005 г. N 18 ОМ 452910 (т. 2, л.д. 16).

Доводы ответчика о том, что истец в нарушение статьи 21 Федерального закона от 10.12.95 г. N 199-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 2.14.12 ГОСТА 23457-86, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.06.86 г. N 1685, не обозначил предупреждающим знаком "Ограничение высоты" эстакаду и теплотрассу, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
То обстоятельство, что на поврежденной теплотрассе отсутствует знак "Ограничение высоты", само по себе не свидетельствует о вине потерпевшей стороны.
Согласно пункта 2.14.12 ГОСТА 23457-86, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.06.86 г. N 1685, знак "Ограничение высоты" должен применяться для запрещения движения транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке, если расстояние от поверхности дорожного покрытия до низа пролетного строения искусственного сооружения, линии электропередачи и т.п. менее 5 метров. Аналогичное положение закреплено в пункте 5.4.10 действующего ГОСТа Р 52289-2004, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. N 120-СТ.
Ответчик, ссылаясь на невыполнение истцом указанных требований ГОСТа, полагает, что при наличии знака "Ограничение высоты" повреждения теплотрассы можно было бы избежать. Непринятие истцом мер по оборудованию теплотрассы знаком "Ограничение высоты" свидетельствует, по мнению ответчика, о грубой неосторожности истца (потерпевшего), что содействовало причинению вреда его имуществу (пункт 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные доводы ответчика являются необоснованными, так как отсутствие на принадлежащей истцу теплотрассе знака "Ограничение высоты" не находится в причинной связи с повреждением теплотрассы, допущенной работником ответчика.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства от 23.10.93 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных грузов и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации от 27.05.96 г. (далее - Инструкция), перевозка крупногабаритных грузов должна производится с обязательным контрольным промером высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки (пункт 5.11 Инструкции).
Из представленных документов видно, что в нарушение вышеуказанных положений Инструкции необходимые согласования и разрешения не были получены, водитель (П.) не произвел контрольных замеров высоты, а ориентировался на советы грузчика (объяснения П. от 06.06.2006 г., объяснения Ш. от 06.06.2006 г.).
Ссылаясь на отсутствие вины причинителя вреда в возникновении убытков ответчик указывает на то, что в действиях П. не установлено состава правонарушения (постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 07.06.2006 г. (т. 2, л.д. 4), решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 13.04.2007 г. N 12-149-07 (т. 1, л.д. 144), решение Верховного Суда Удмуртской Республики N 7-89 (т. 2, л.д. 145).
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении по факту дорожно-транспортного происшествия установлено лишь отсутствие в действиях П. состава правонарушения, влекущего ответственность по пункту 10.1 Правил дорожного движения, то есть превышение установленного скоростного режима без учета особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий. Однако причинение ущерба явилось следствием других причин, а именно того, что водитель не предпринял мер, чтобы выяснить, позволяет ли высота его груза проехать под теплотрассой и эстакадой, поэтому при таких обстоятельствах не имеет значения соблюдение П. скоростного режима движения,
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о вине ответчика и не доказывают грубой неосторожности самого потерпевшего, что исключает возможность освобождения ответчика от ответственности.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие факт причинения ущерба, установленный перечисленными выше документами. Поэтому суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным совершение противоправного деяния работником ответчика, виновного в его совершении, в результате которого у истца возникли расходы по восстановлению нарушенной теплотрассы и эстакады (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика о том, что на территории, где произошло дорожно-транспортное происшествие, расположена дорога, так как данная полоса земли приспособлена и используется ПО "О" для движения транспортных средств, что подтверждается Положением о контрольно-пропускном режиме предприятия ПО "О", отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Понятие "дороги" дано в пункте 1.2 Правил дорожного движения и определяется как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Территория, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, предоставлена ПО "О" для эксплуатации и обслуживания складской базы и в соответствии с Правилами дорожного движения является "прилегающей территорией", то есть территорией, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т.п.). То обстоятельство, что территория базы, по сути, является технологической площадкой, а не дорогой, подтверждается тем, что на имеющихся в деле картографических, схематических материалах территории, предоставленной ПО "О", дорога как обособленная полоса земли, обустроенная и приспособленная для движения транспортных средств, не обозначена (Постановление администрации г. Ижевска о предоставлении земельного участка от 02.12.2004 г. N 531/7 (т. 1, л.д. 104, 109), план земельного участка (т. 1, л.д. 101-103), карта (план) земельного участка, предоставленного в аренду (приложение к соглашению N 261/3 (т. 1, л.д. 108), схема происшествия (т. 2, л.д. 7, 8).
Кроме того, произошедшее на территории базы повреждение теплотрассы страховой организацией не было расценено как страховой случай, так как имело место не на дороге, а на внутренней территории организации.
Суд первой инстанции оценил указанное обстоятельство, правомерно сославшись на подпункт "и" пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и подпункт "к" пункта 9 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 г. N 263.
Кроме того, представленное в материалы дела ответчиком Положение о контрольно-пропускном режиме предприятия ПО "О", утвержденное председателем Совета ПО "О" 01.09.99 г., предусматривает, что в случае причинения ущерба при погрузке, выгрузке товара, а также при проезде по территории предприятия владелец автотранспортного средства, причинивший вред собственнику предприятия, либо третьим лицам, несет ответственность за причиненный ущерб в установленном законом порядке (пункт 7 Положения). Указанное положение было известно работникам ответчика, который также расположен на территории ПО "О" по адресу: г. Ижевск, ул. Маяковского, 18.
По мнению истца, размер убытков, понесенных на восстановление поврежденной теплотрассы, в соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Э" N 49н-06/2006 составляет 315 246 руб. (т. 1, л.д. 18-36). Оценка была произведена обществом с ограниченной ответственностью "Э", которое имеет лицензию от 04.09.01 г. N 000766, свидетельство от 13.10.2005 г. N 432 (т. 1, л.д. 47-49) и вправе производить оценочную деятельность.
Стоимость услуг по оценке указанного ущерба в размере 2 400 руб. истцом была оплачена, что подтверждается платежным поручением от 03.07.2006 г. N 4230 (т. 1, л.д. 59).
Судом первой инстанции размер причиненного ущерба был исчислен в сумме 308 910 руб., исходя из произведенных истцом затрат на ремонт без учета стоимости металлолома по приемо-сдаточному акту от 16.11.2006 г. N 4834, а также в сумме 2 400 руб. в части расходов по проведению оценки поврежденного имущества, что в совокупности составило 311 310 руб.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.11.2007 г. (резолютивная часть от 20.11.2007 г.) является законным и обоснованным, принято соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене не подлежит (статья 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.11.2007 г. по делу N А71-234/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.