Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт

ФГОС СОО (классы) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) Заместитель директора по УВР Олейник Оксана Александровна


Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. 413 После общественного обсуждения в течение года, с учетом замечаний и предложений, поступивших на сайт ФГОС, а также от группы по доработке стандарта под руководством М.В. Ковальчука, ФГОС среднего (полного) общего образования был утвержден 17 мая 2012 года приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России.


Поэтапное введение ФГОС Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное введение ФГОС Введение ФГОС по мере готовности Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Учебный годКлассы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / /




Анализ условий введения ФГОС СОО в МАОУ Лицей 2 КритерииФактическое осуществление Разработана и утверждена ООП СООВ стадии разработки Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС Выполнено полностью Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников Выполнено полностью Определен список учебников и учебных пособийВ стадии разработки Определена оптимальная модель организации внеурочной деятельности В стадии разработки Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС Выполнено полностью Осуществлено повышение квалификации педагогов (I или высшая квалификационные категории) В соответствии с планом Создана информационно-образовательная средаВыполнено полностью Обеспечены финансовые, материально-технические и иные условия Частично




Поэтому стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Стандарт создан для ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: учеников, учителей, родителей, администрации ОУ, управленцев ВСЕХ уровней, финансистов ВСЕХ уровней, снабженцев ВСЕХ уровней.


Переход на компетентностную модель образования «Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практические навыки». Системно-деятельностный подход Не столько передача ученикам знаний и опыта, сколько организация их самостоятельной учебной деятельности.


Стандарт включает в себя требования: требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.


Требования к результатам освоения основной образовательной программы: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности




Стандарт ориентирован на «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА СТАРШЕЙ ШКОЛЫ» любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Это должен быть человек: «Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (ФЗ «Об образовании в РФ»)


Принцип минимакса: даем знания по максимуму, спрашиваем по минимуму. «Ученик научится»: «Ученик получит возможность научиться»: Метапредметные и предметные планируемые результаты разбиваются на две группы: Обязательно для освоения Не обязательно для освоения




Учебный план определяет: нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования – 2 года количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).


Особенности учебного плана в соответствии с ФГОС СОО: учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области; акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника (возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы.); в учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.


Профили обучения: естественно-научный гуманитарный социально-экономический технологический универсальный Учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.


Общие предметы базового уровня: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Иностранный язык Русский язык и литература «Россия в мире» (или История) Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Это обязательный набор, от которого никто не вправе отказаться в рамках любого профиля обучения.


Предметы по выбору: «Филология и иностранный язык» (русский язык и литература, русская словесность, родной язык и литература, иностранный язык); «Общественные науки» («Россия в мире», история, обществознание, география, экономика, право; «Математика и информатика» (математика и информатика, математика, информатика); «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология). Старшеклассники должны будут выбрать не только предмет, но и уровень его обучения: базовый или углубленный.


Внеурочная деятельность (до 700 часов за два года обучения) Раньше Вся деятельность учащихся за пределами расписания «Основная образовательная программа среднего (полного)общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» (ФГОС СОО). Теперь Вся деятельность учащихся, проходящая в формах, отличных от урочной деятельности Изменение взгляда на внеурочную деятельность


Внеурочная деятельность может осуществляться через: часть учебного плана (образовательные модули, спецкурсы, ШНО, проекты и исследования, практикумы и пр.); «Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых проектов должна быть включена в расписание основной ступени общего образования» дополнительные образовательные программы ОУ (система дополнительного образования); программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (на договорной основе); классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы соревнования и пр.); деятельность иных педагогических работников (педагога- организатора, соц. педагога, вожатого и пр.).




Учебный план 1. Профили обучения естественно- научный гуманитарный социально- экономический технологический универсальный 2. Уровень изучения предмета Б (базовый) У (углубленный) 3. Обязательные предметные области Филология У или Б русский язык и литература; родной язык и литература Иностранные языки У или Б иностранный язык; второй иностранный язык Общественные науки У или Б история; география; экономика; право Б обществознание Россия в мире Математика и информатика У или Б математика; информатика Естественные науки У или Б физика; химия; биология Б естествознание ФЗК, экология и ОБЖ Б ФЗК; ОБЖ; экология 4.Дополнительные учебные предметы и курсы по выбору: астрономия; психология; дизайн; технология; искусство; история родного края и др. 5. Индивидуальный проект




Использованные ресурсы:

В 2016-17 учебном году в МОУ «Калитинская СОШ» реализуются:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1- 4 классы)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 5-6 классы в штатном режиме, 7-9 классы – опережающее введение

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 классы)

С 1 сентября 2017-2018 учебного года обучающиеся 10 –х классов МОУ «Калитинская СОШ» перейдут на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Ключевые особенности ФГОС СОО

 саморазвитие и личностное самоопределение

 индивидуализация образования

 профильное обучение

 дистанционное образование

 сетевое образование

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативные основания Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66

ФГОС «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА СТАРШЕЙ ШКОЛЫ» любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Личностные результаты освоения ООП ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС СОО

Метапредметные результаты освоения ООП ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС СОО

ФГОС: от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний; основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач; старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

ФГОС – стандарт выбора

Учебный план ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) нормативный срок освоения ООП – 2 года; количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Учебный план 3. Обязательные предметные области 1. Профили обучения естественно-научный гуманитарный социально-экономический технологический универсальный 2. Уровень изучения предмета Б (базовый) У (углубленный) Русский язык и литература У или Б русский язык и литература; родной язык и литература Иностранные языки У или Б иностранный язык; второй иностранный язык Общественные науки У или Б история; география; экономика; право Б обществознание Россия в мире Математика и информатика У или Б математика; информатика Естественные науки У или Б физика; химия; биология Б естествознание ФЗК, экология и ОБЖ Б ФЗК; ОБЖ; экология 4.Дополнительные учебные предметы и курсы по выбору: астрономия; психология; дизайн; технология; искусство; история родного края и др. 5. Индивидуальный проект

ФГОС СОО п. 9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях Базовый уровень - общеобразовательная и общекультурная подготовка. Углубленный уровень – подготовка к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся. Интегрированные учебные предметы - формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся. Предметные результаты освоения ООП должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Общие учебные предметы «Русский язык и литература» (базовый или углубленный), «Иностранный язык» (базовый или углубленный), «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый или углубленный), «История» (базовый или углубленный), или «Россия в мире» (базовый), «Физическая культура» (базовый), «ОБЖ» (базовый).

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) 9 (10) учебных предметов; не менее одного учебного предмета из каждой предметной области; общие предметы для любого учебного плана: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»; 3 (4) учебных предмета на углубленном уровне по профилю предметной области; выполнение индивидуального(ых) проекта(ов).

Индивидуальный учебный план Учебный предмет Базовый уровень Профильный уровень Учебных часов в неделю Количество учащихся, выбравших данный предмет Количество учебных групп* Учебных часов в неделю Количество учащихся, выбравших данный предмет Количество учебных групп* Всего учебных групп *Данная колонка заполняется в последнюю очередь

ФГОС СОО п.11 Индивидуальный проект Требования к организации Выполняется: самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов; в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Области проектной деятельности: познавательная, практическая, учебно-исследовательская, социальная, художественно-творческая, иная Примерные виды проектов: информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный Требования к результатам сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, критического мышления способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

Защита проектов портфолио Стартовый, итоговый и текущий контроль Тестирование (стандартизированное) Анкетирование (стандартизированное) Аттестация обучающихся, педагогических работников Мониторинговые исследования Объективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии) Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии) Внутренняя оценка Внешняя оценка Аккредитация образовательных организаций Практические работы Другое Оценка достижения планируемых результатов освоения ООП Письменный или устный опрос Самообследование образовательных организаций Содержательная и критериальная основа оценки - планируемые результаты освоения ООП

ЕГЭ Обязательные предметы Русский язык и литература Иностранный язык Математика Предметы по выбору учащегося Уровень экзамена (базовый или углубленный) обучающийся выбирает самостоятельно. Допускается завершение изучения отдельных предметов на базовом уровне государственной итоговой аттестацией после 10 класса. Государственная итоговая аттестация

Внеурочная деятельность спортивно- оздоровительное Направления развития личности духовно- нравственное социальное интеллектуальное научные общества до 700 часов за два года обучения общекультурное П А Р Т Н Е Р Ы

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Информационно- методические условия Материально- технические условия Финансовые условия Психолого- педагогические условия Кадровые условия Школа сетевого столетия Готовить школу к ребенку, а не ребенка к школе А. Г. Асмолов

Ключевые особенности ФГОС СОО Саморазвитие и личностное самоопределение Индивидуализация образования Профильное образование Дистанционное образование Сетевое образование


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование

Утвержден приказом Минобрнауки России

Зарегистрирован в Минюсте России

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы;

к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, а также Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;

реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

развития государственно-общественного управления в образовании;

формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;

создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.