Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками. Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда Описание проектных работ учителя логопеда доу

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Выполнила учитель-логопед

МДОУ д\с №5 «Тополёк»

пгт. Кокуй

Злобина А. А.

Раздел I Информационная часть

1. Паспорт проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .

3. Цели и задачи проекта

4. Новизна проекта и практическая значимость

5. Предполагаемые риски

6. Ожидаемый результат

7. Эффективность данных результатов

8. Участники проекта

9. Продолжительность проекта

10. Этапы работы

11. План-схема проекта

12. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »

Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный

Аннотация проекта

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Актуальность

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».

А. С. Макаренко

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».

Крупская Н. К.

Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .

5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.

Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

Предполагаемые риски

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .

3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения .

Эффективность данных результатов

Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );

Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Участники проекта

Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность

Продолжительность : 4 недели

Этапы работы

1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

2. Составление плана-схемы проекта

3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями

4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала

6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .

План-схема

работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

1. Подготовительный –

18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед

18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель

20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

2. Практический -

21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед

25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.

1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель

3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед

8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

3. Заключительный

9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед

10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.

11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.

подготовила учитель-логопед Дмитриева И.В.

ноябрь, 2016

В последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемый результат. В связи с этим, нужно найти такие формы работы, которые позволили бы оптимизировать процесс постановки, автоматизации звуков, развития всех компонентов речи, и что немаловажно, развить коммуникативную культуру, что позволит продуктивно и конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, что особенно трудно детям, имеющими ТНР. Со-деятельность, сотворчество дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

В старшем дошкольном возрасте особенно интересна совместная деятельность педагога и ребенка, совместная деятельность детей в рамках проекта, так как, при целенаправленной работе, в совместной деятельности дети уже умеют чередовать и согласовывать действия, совместно выполнять одну операцию, контролировать действия партнера, исправлять его ошибки и свои, помогать партнеру выполнить часть его работы, принимать замечания. Главная задача совместного проектирования – заинтересовать детей, чтобы желание принять участие в общем деле шло от самого дошкольника, обговорить, что и как будем делать, какие средства будем использовать. Здесь важно вместе с детьми выстроить всю технологическую цепочку, совместно спланировать работу, а в конце деятельности подвести итог, обсудить полученный результат.

Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания детей.

Совместный проект «Путешествие по городу Красивой речи» не оставил равнодушным ни одного ребенка.

Работа над проектом включала деятельность педагога и детей. Она распределялась следующим образом по этапам проекта:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап. Подготовительный

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап. Вживание в игровую ситуацию

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность

3. Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.

3 этап. Основной

1. Практическая помощь

(по необходимости).

1. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап. Заключительный

1. Подготовка к презентации.

2.Презентация.

1. Продукт деятельности готовят к презентации.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Цель проекта: «Путешествие по городу Красивой речи»: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для них видах деятельности;

Цель перед детьми: создание города Красивой речи и путешествие по нему;

Вид проекта: краткосрочный – 1 неделя, коллективный.

Задачи: 1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.

3.Воспитывать общительность, коммуникабельность

4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

6. Прививать любовь к родному языку.

Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей (педагогов), родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка и педагога.

Таким образом, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна в логопедической группе. Общее недоразвитие речи зачастую влечет за собой нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных черт ребенка. Работать над коррекцией этих нарушений в комплексе позволяет совместное проектирование. Это еще и замечательная возможность для родителей объективно оценить возможности своих детей, сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые знания.

материал подготовлен на основе литературы:

Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М.2008

«Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б.С., Волкова Н.В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008

Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996 Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.

Раздел I: Информационная часть проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

3. Цели и задачи проекта

4. Возможные риски и пути их преодоления

5. Планирование работы по реализации проекта

6. Образ конечного результата, критерии его оценки

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Перспективы развития проекта

Раздел III: Бюджет проекта

Литература

Приложения

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта:

«Мы красиво говорим»

Тип проекта:

Долгосрочный, практико-ориентированный

Название учреждения

МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь

Адрес учреждения

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Руководитель проекта

Срок осуществления проекта

Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный)

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.

Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.

Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:

1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).

3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.

В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.

3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.

4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.

8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.

Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.

Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

Задачи проекта:

1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.

2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.

3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.

4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).

5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.

6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.

7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.

Ценность проекта:

  • Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;
  • послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды:

  • Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.
  • Возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ города (района);
  • Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

  • Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
  • Неудовлетворительное материально – техническое состояние
  • Маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми

Сильные стороны ОУ:

  • У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время.
  • Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.
  • Система стимулирования работников ДОУ позволяет выплатить вознаграждение за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • В практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.
  • На базе сада существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
  • Высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2012 года.

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план – график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: октябрь 2012 года

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).

III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.

Продолжительность проекта – 7 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2011 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ»

Учитель-логопед

Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги

Получить статистические данные по семьям

Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года

Нормативно-правовое обеспечение для создания

  • Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДОУ;
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно – правовые документы, регла-ментирующие деятельность логопункта ДОУ»

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет

Проектирование модели логопункта ДОУ

  • определение направлений, форм деятельности логопункта ДОУ

Модель Логопункта ДОУ

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальтые планы

Перспективные планы

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание комфортных условий для оказания услуг

  • Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности)

III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г.

Организация информационной акции

  • Организация родительского собрания
  • Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа
  • Формирование банка заказчиков дополнительных услуг
  • Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут ребенка

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги

Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей

  • КНОД проводится по предварительной записи в специальной тетради;
  • Формирование банка методических материалов
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью анализа качества предоставления услуги, внесения корректировок
  • Утвержденные списки групп;
  • Утверждение расписания услуг
  • Определение качества оказываемой образовательной услуги
  • Подведение промежуточных результатов

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года

Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг;
  • Анализ устойчивости контингента получения услуг;
  • Изучение спроса на предоставление услуг;
  • Анализ спроса заявленных услуг
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД в присутствии родителей

Учитель-логопед

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»

Условия

Вариативность пребывания

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Летне-оздоровительный период

Продолжительность работы

Февраль – май 2013 г.

Июнь – август 2013 г.

Режим дня

1-ая половина дня / 2-ая половина дня

20 минутное индивидуальное

20 минутное индивидуальное

Недельная цикличность

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Специальные предложения

консультации педагога-психолога

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
  • Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
  • Создание банка методических материалов .
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .
  • Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

  • По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
  • По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
  • По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.

Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Руководитель проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
  • создает условия осуществления образовательного процесса,
  • формирует индивидуальный заказ родителя.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

  • ЗНАЮ о проблеме ребёнка
  • УМЕЮ использовать знания
  • ХОЧУ владеть знаниями
  • МОГУ самостоятельно помочь

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
  • Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).

Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет - это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

Лариса Старосельцева
Опыт использования проектного метода в логопедической практике.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого , возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности,возможности сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов , структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Работая над проектом , я выработала определенную последовательность :

Первый этап – выбор темы.

Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.

На данном этапе я :

1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;

2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;

3) намечаю план движения к цели;

4) обсуждаю план с родителями (если это необходимо) ;

6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта ;

7)собираю информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта .

Реализацию проектов произвожу через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .

Задача, которую я ставлю на данном этапе – создать условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Последовательность работы, которую я выполняю на данном этапе :

1. провожу занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта ) ;

2. даю домашние задания родителям и детям;

3. поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Третий этап – презентация проекта .

Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта .

Задача, которую решаю на данном этапе это : создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность моей работы над проектом на данном этапе :

1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляю книгу, альбом совместно с детьми;

2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы )

Четвёртый этап – рефлексия.

Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.

На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

При этом не забываю, что дошкольники нуждается в поощрениях. Они ожидают похвалы за выполненную работу.

Мне бы хотелось остановиться на наиболее интересных проектах , которые я провела в своей логопедической практике .

Проект «Логопедические тропинки » - это долгосрочный проект , который я начала реализовывать в сентябре 2015году и завершу в мае 2016 года. Он состоит из мини проектов , которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.

«Логопедические тропинки » – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки» , ведущие ребенка к полноценной развитой речи.

Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики.

Задача мини проекта «Послушный ветерок» - развитие правильного речевого дыхания.

Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки» .

Мини проект «Трудные звуки» поможет усвоению правильного звукопроизношения, а развитию лексико-грамматической стороны речи и составлению связного высказывания - мини проект «Все по порядку» .

С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.

Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок «прошел» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности .

В ходе проведение проекта «Логопедические тропинки » , я ожидаю что :

Произойдет развитию коммуникативных и творческих способностей детей;

Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

Родители заинтересуются не только результатами, но и самим процессом коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Именно поэтому первой «логопедической тропинкой » стала «Сказка о Веселом язычке» . В ходе этого проекта я старалась вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков, познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.

Перед тем как начать проект я провела диагностику для выявление уровня подвижности органов артикуляционного аппарата,

подобрала информацию о значимости артикуляционной гимнастики, подготовила дидактические пособия и презентаций.

Для ознакомления родителей с проблемой провела :

Консультацию «Строение артикуляционного аппарата» ,

Беседу «Выполнение основных артикуляционных упражнений» ,

На индивидуальных встречах показала выполнение упражнений, направленных

на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы

Создала презентации для родителей.

Работу с детьми я начала с подготовительных упражнений «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее» .

Данные упражнения :

Снимают напряжение мышц шеи и плеч;

Вызывают прилив крови к речевым органам;

Являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Широко использую в своей практике самомассж . Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц, управлять ими, делает мимику выразительнее.

Разработала комплекс артикуляционных упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки» .

Очень понравилось детям коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке, рисование иллюстраций к сказке.

Для развития артикуляционной моторики я использую элементы биоэнергопластики. Это прием, при котором артикуляционные упражнения провожу одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Заключительным этапом этого проекта стала презентация для родителей. Где я показала приемы выполнения артикуляционных упражнений и как их выполняют дети.

Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Вот поэтому второй «логопедической тропинкой » , по которой я предложила «пройти» детям был мини проект «Послушный ветерок» . Цель которого : развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.

Вместе с детьми было подготовлено много пособий, ветровичков, игр для развития дыхания. Большой интерес у детей вызвали такие игры как : «Задуй свечку» , «Сделай волну» , «Мы подуем на плечо» и т. д.

Проведена большая работа с родителями. В консультациях для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания» , «Дыхание и слитность речи» , «Дыхательная гимнастика» , я предложила комплексы упражнений по развитию речевого дыхания, которые можно выполнять в домашних условиях.

Каждому родителю приготовила памятки : «Послушный ветерок» , «Будем правильно дышать» , «Игровые упражнения для развития дыхания» .

В результате проведенного проекта дети научились правильному дыханию при речи, в результате речь стала более чёткой, разборчивой.

Разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

Значительно повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

Следующим мини проектом стал проект «Умные пальчики» .

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Я предположила что, если в системе работы с детьми дошкольного возраста активно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в игровых и нетрадиционных формах и приемах, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.

Цель :

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы .

Был составлен план мероприятий, подобран художественная, методическая литературу , игровой и дидактический материал для детей.

Проведена большая работа с родителями.

В ходе консультации «Развитие мелкой моторики» и беседы «Выполнение пальчиковой гимнастики» я раскрыла родителям значение развития мелкой моторики. Объяснила, как выполняется то, или иное упражнение.

Вместе с детьми составили новые комплексы упражнений.

Наряду с работой с родителями я проводила и работу с воспитателями. Консультация «Умная шнуровка пальцам тренировка» , помогла воспитателям вспомнить забытые приемы игр со шнурками. Большой интерес у воспитателей вызвал прием определения уровня развития мелкой моторики рук.

В работе с детьми хочется отметить выполнение упражнений в «сухом бассейне» с песком. Песочная терапия давно заняла лидирующее место в логопедической практике . Дети с удовольствием придумывают сюжеты игр с песком, продолжают данные сюжеты.

Итогом этого проекта стала коллективная работа «Песочная страна» , где каждый ребенок смог продемонстрировать свои умения и фантазию.

Мини проект «Рифмушки» направлен на развитие фонематического восприятия. В ходе выполнения этого проекта дети научились подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.

Проект привлек внимание родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Проект «Трудные звуки» поможет детям овладеть правильным произношением.

После того как все «логопедические тропинки » будут пройдены, я планирую провести развлечение «Страна правильной речи» . Где бы каждый ребенок смог показать чему он научился.

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам".. Вот и возникла у меня идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Так и появился проект «Наш веселый огород» .

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами посадили и вырастили растения, ухаживали за ними.

Я научила детей как правильно выбрать место для огорода, вскопать землю, высадить рассаду и семена.

Мы посадили лук и капусту. Лук прижился сразу,а вот с капустой были проблемы. Лето было жаркое и засушливое, поэтому днем нам приходилось притенять наши посадки с помощью веточек, а вечером обязательно поливать. Дети научились наблюдать и рассказывать о том что они заметили, делать выводы. Обогатился словарный запас, расширились представления детей о жизни растений. Я провела и непосредственно образовательную деятельность по теме «Овощи» , в ходе которой дети много узнали о овощах и условиях их роста; лепку, рисование по теме для развития мелкой моторики и развития интереса по теме проекта . Дети очень ждали когда же мы получим первый урожай. И вот этот день настал. Лук и капуста выросли на славу. Дети все вмести решили отдать на кухню детского сада, что бы угостить всех.

Так решая простые бытовые задачи я смогла сплотить коллектив вокруг одной цели (выращивания овощей) , смогла вовлечь детей в речевую деятельность,обогатить словарный запас, расширить кругозор и т. д.

Лето-это время творчества и свершений. На организацию летнего проекта меня натолкнули сами дети, когда попросили проводить логопедические занятия на улице . Так и получился проект «Наше солнечное лето!» Логопедические занятия я не только перенесла на улицу, но и постаралась их включить в повседневные игры и дела детей.

Работая на клумбе, мы заучивали чистоговорки про цветы, помогая малышам собирать песок, повторяли приметы лета. Работу над развитием мелкой моторики я проводила в песке (песочная терапия) . Это позволило детям проявлять больше самостоятельности.

Итогом этого проекта стал праздник «Какого цвела лето?» .Который позволил детям раскрыть свои творческие способности, умение четко и выразительно читать стихи.

Работа нашего детского сада направлено на нравственно-патриотическое воспитании детей. Я как учитель-логопед не могла оставить эту тему в стороне Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Таким образом, я приняла решение разработать и реализовать проект «Этот день Победы» .

Проект «Этот день Победы» (проведенный к семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.) не только воочию познакомил дошкольников с героическим прошлым нашего народа, но и приобщил к великолепному искусству и творчеству наших художников, поэтов и писателей. Дети, затаив дыхание, слушали рассказы о сражениях, воинах, доблести и чести. О том, как весь русский народ поднялся на защиту своей Родин Активный словарь детей пополнился новыми, ранее неизвестными дошкольникам словами, их эмоциональное состояние было восторженным и приподнятым. Дети участвовали в торжественном марше в поселке имени Маршала Жукова. Вернувшись в детский сад, с удовольствием делились впечатлениями с родителями, с братьями и сёстрами, обсуждали увиденное и услышанное. Каждый ребенок подготовил рассказ о своем ветеране, о его подвигах, наградах. Воспитанники делились друг с другом информацией, показывали фото, вырезки из газет.

Дети принесли фотографии своих родственников, которые служат в вооруженных силах Российской Федерации и других силовых структурах.

Каждый ребенок подготовил небольшой устный рассказ о своем защитнике Отечества. В ходе проведения беседы, дети по очереди рассказали о своих героях, показали фотографии. После этого все вместе расположили фотографии на стенде, оформили фотовыставку «На страже Родины» . Проделанная работа способствует патриотическому воспитанию, повышает чувства гордости и уважения к истории своей семьи, своего народа.

В группе я организовала выставку военной техники которую дети принесли из дома. Но не просто надо было ее принести и поставить, надо было вместе с родителями подготовить рассказ об этой технике, ее значении в годы войны.

Совместно с детьми мы нарисовали рисунки на тему «Наша армия самая сильная» , сделали поделки из пластилина. Эта работа способствовала развитию мелкой моторики.

Почта России предложила нам принять участие в Акции «Письмо ветерану» . Воспитанники с удовольствием включились в работу. Выучили стихи про ветеранов, нарисовали рисунки, свернули письма-треугольники.

Я с воспитанниками приняла участие во Всероссийской акции «Сирень Победы» . Родители купили саженцы сортовой сирени. Мы торжественно произвели посадку сирени на территории детского сада. Этому предшествовало заучивание стихов о Великой Отечественной войне, поиски информации в интернете о сортах сирени. Дети много узнали нового и интересного.

Непосредственно образовательная деятельность, которую я провела, на тему : «Символы Победы - ордена, медали и знамена» , познакомили детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом. Все это помогло воспитать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Организованный музей одного образа «Открытка с днём победы» , помогла детям понять, для чего нужна открытка, что на открытках изображено.

Одновременно решались и логопедические задачи : расширялся словарный запас, дети учились строить правильные предложения, составлять рассказы.

Работа над проектом завершилась праздничным концертом посвященным семидесятилетию Победы. В ходе которого, дети сумели продемонстрировать все свои знания и умения.

В своей работе стараюсь не только исправлять недостатка речи, но и прививать общечеловеческие ценности. Познавательно-речевой проект с элементами исследовательской деятельности, который я начала в ноябре 2015года и закончила в феврале 2016 года «Добро начинается с малого . Покормите птиц зимой» , стал тому подтверждением. Научить детей сочувствовать, сопереживать, размышлять над отношением людей к природе и при этом переживать гнев и боль от жестокости человека и получать удовольствие и радость от добрых благородных поступков – вот то, от чего зависит формирование основ личности и экологической культуры. Ведь то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Участие в проекте не только детей и педагогов, но и родителей, а также жителей поселка, способствовало формированию ответственного отношения к природе, желание беречь ее и заботиться о братьях наших меньших. Широкий спектр структурных компонентов проекта позволило сделать данную работу интересной и привлекательной. Задачи, которые я ставила перед собой это :

Экологическое просвещение детей и родителей, оказание помощи птицам в зимний период;

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников;

Увеличение словарного запаса, закрепление умения правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

Перед началом проведения проекта была проведена больная подготовительная работа. Мы оповестили всех детей и родителей группы о проведении проекта «Покормите птиц зимой» , разместили объявления в раздевалке,

изготовили для родителей и жителей поселка им. Маршала Жукова агитационные листовки. Воспитанники вместе с родителями сделали кормушки. Всего было изготовлено 19 кормушек. Разместили их на территории детского сада. Каждый день проводили подкормку птиц, наблюдали,результаты записывали, зарисовывали в дневник наблюдений. Параллельно с этой работой я проводила и непосредственно образовательную деятельность и по развитию речи, и по рисованию, и по лепке. Рассказывала о зимующих птицах нашего курского края, об их отличительных особенностях. Дети научились лепить, рисовать, изготавливать из бумаги (аппликация, оригами) птиц. Это имеет больное значение для развития мелкой моторики.

Для проведения викторины «Что мы знаем о птицах» , мною было изучено много литературы, что бы выбрать интересные моменты из жизни птиц и познакомить с ними детей. Вечер поэзии «Птицы - наши друзья» , показал детям, как поэты в своих произведениях рассказывают о птицах. Воспитанники продемонстрировали свои знания стихов о птицах, соревновались в умении выразительно их читать.

В завершении проекта мной были подведены итоги. Самые активные участники награждены грамотами.

Я заметила что, обогатился и расширился словарный запас детей; усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь.

Дети научились четко, понятно и последовательно рассказывать о своих действиях. Сформировалось чувство сотрудничества и взаимопомощи. Дети научились вести наблюдения и делать выводы, получили знания о птицах, узнали о необходимости помогать им в зимний период. Сформировалось желание покормить птиц зимой. Воспитанники приобрели опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности по проекту .

На педагогическом совете МБДОУ, мной было предложено всем группам провести работу по теме «Покормите птиц зимой» . Я разработала план работы МБДОУ по данной теме.

Управление по делам здравоохранения и образования по Курскому району провела конкурс по Акции «Покормите птиц зимой» . Мой проект «Добро начинается с малого… » Стал победителем среди образовательных учреждений Курского района.

Участие старших дошкольников в проектах разного вида , творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта , становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.

Таким образом, я убедилась, что выбранная мной технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника :

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

Совершенствовать звуковую сторону речи;

Развить способность к словотворчеству;

Формировать личностные качества ребенка;

Развить коммуникативные навыки;

Добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.