Сколько фотографий должно быть в портфолио фотографа. Как создать хорошее портфолио начинающему фотографу - ч.1. Тщательно отобранное портфолио

И так в данной статье мы будем говорить с Вами о портфолио свадебного фотографа. Что в нем должно быть и как оно должно выглядеть. Безусловно, что фотографа встречают по портфолио. И чем оно лучше – тем больше вероятность получить заказ на съемку. Существуют конечно и другие критерии, по которым клиенты оценивают фотографа, но сегодня мы разберем только портфолио.

По некоторым наблюдениям, многие считают, что портфолио – это набор лучших работ фотографа. Я же считаю, что портфолио в первую очередь должно отражать профессиональный уровень фотографа.

Многие фотографы делают выборку лучших кадров и затем доводят их до идеала , и только потом выкладывают эти снимки в портфолио. Я считаю это в корне не правильным.

Допустим, соберете Вы в портфолио только лучшие свои работы, да еще и “вылизанные” до идеала в графических редакторах. Чем это может грозить? Правильно! Скорее всего, получив заказ на съемку, с помощью этих снимков, Вы рискуете не оправдать ожидания клиента. В худшем случае, Вы получаете разочарованного своими снимками клиента, со всеми вытекающими от сюда обстоятельствами. Недовольство, требования вернуть деньги, подпорченная репутация и так далее.

Если клиент будет недоволен – он будет прав, потому что в его глазах это будет выглядеть как обман. Да, его обманули. Показали очень красивые картинки, а фотографии с его съемки/свадьбы отдали гораздо хуже по качеству.

Оценивая Ваше портфолио, клиент ожидает получить снимки такого же профессионального качества. И эту ошибку допускают многие начинающие фотографы, желая показать себя с лучшей стороны.

Сколько фото должно быть в портфолио

Портфолио свадебного фотографа не должно быть очень маленьким. По трем-пяти фотографиям невозможно оценить работу. Но и слишком большим оно быть не должно, чтобы не утомить клиентов просмотром сотен картинок. 20-30 фотографий вполне достаточно для демонстрации своего уровня.

А теперь разберем более подробно, из каких фотографий должно состоять портфолио:

Напомню, что мы будем говорить о свадебных фотографах. Хотя этот образец, за исключением некоторых пунктов, подойдет и другим фотографам, которые занимаются съемкой людей.

Какие снимки должны быть в портфолио фотографа

Пара-тройка портретов невесты

Это должны быть красивые портреты. Возможно постановочные, возможно в полный рост и крупный план. Будущая невеста обязательно оценит эти фотографии.

Общие планы

Это касается и общих планов местности. Красивое место съемки или место проведения торжества. Возможно это усадьба или замок, а на поляне шатер и арка для выездной регистрации. Такая фотография будет похожа на открытку и произведет впечатление на потенциальных клиентов.

— Детали, оформление. Одна из основных ошибок начинающих фотографов в том, что они забывают про детали. Фотографировать детали нужно обязательно. И показывать их в портфолио так же нужно. Через пару месяцев после свадьбы, в памяти остаются общие образы, а детали со временем стираются. Так вот, фотограф просто обязан запечатлеть их на камеру. Готовясь к торжество, невеста продумывает каждую мелочь. И показав один такой снимок в портфолио, Вы дадите клиентам понять, что для Вас эти детали будут важны так же как и им.

Эмоции на церемонии

Плачущая от счастья невеста, жених или родители. Этот снимок в вашем портфолио несомненно вызовет теплые чувства у пары, которая выбирает себе фотографа.

Хорошее групповое фото

Многие фотографы относятся к групповым фотографиям, как к чему-то посредственному. Один из таких снимков должен быть в портфолио. Желательно на красивом фоне и люди на нем должны как минимум искренне улыбаться.

Портрет жениха

Еще одна ошибка новичков заключается в том, что они очень много фотографируют невесту или пару вместе и абсолютно забывают про портрет жениха. Включите такой снимок в портфолио и вы автоматически вырастите в глазах будущего жениха. Ведь решение о выборе фотографа ребята принимают вместе. Помните, что мужчины так же хотят иметь красивые фото, где они выглядят солидно. Порадуйте их.

Не постановочное фото невесты

Покажите не постановочный кадр невесты, где вы застали ее врасплох (в хорошем смысле). Там, где она смотрится в зеркало или поправляет прическу. Этим снимком Вы покажете, что невесте даже не обязательно Вам позировать, Вы в любом случае поймаете удачный ракурс и невеста будет красивой на Ваших фотографиях. Это и способ продемонстрировать свои навыки репортажной съемки.

Любая свадебная фотография, где вы показываете свой креативный подход к съемке. Возможно через отражение или из необычной точки съемки.

Дети на свадьбе

Если у вас есть интересные или милые фотографии с детьми на свадьбе, обязательно добавьте одну, самую лучшую в портфолио. Такие няшечки очень по душе невестам.

Несколько постановочных фотографий пары

В красивых локациях, с красивым задним планом. Такие фотографии должны бить обязательно. Ведь многие невесты изначально ждут именно этих фотокарточек.

Животные во время сборов

То же касается и животных. Котики в окружении свадебных аксессуаров или невеста с наряженным мопсиком вызывают у клиентов умиление, пользуйтесь этим.

Масштабность

Ели у вас уже были масштабные красивые свадьбы, в шикарных залах и интерьерах – то так же стоит добавить такую фотографию в портфолио. Тем самым вы покажете, что имеете опыт крупных свадеб. И у вас заказывают съемку обеспеченные люди.

Банкет, оформление

Показать настроение праздника. Не забывайте снимать оформление банкетного зала. И естественно желательно добавить одну фотографию, красиво оформленного зала, себе в портфолио.

Эмоции и драйв на банкете

Репортажный кадр танцующих и веселящихся гостей. Покажите клиентам, что банкеты вы тоже умеете снимать и эмоции ловите прекрасно.

Репортажный момент

Например бросание букета, эмоции. Таким кадром в портфолио Вы покажете что отлично владеете камерой и успеваете сделать классный кадр момента, который длиться всего пару секунд.

Красивый завершающий образ

Это может быть танец молодых в лучах прожекторов. Или их силуэты в клубах дыма на танцполе. Это фото должно быть завораживающим. Смотря на него, вы должны как бы слышать романтическую музыку. Эта фотография должна передавать настроение и любовь молодых.

После просмотра такого портфолио, велика вероятность, что люди закончат свой поиск фотографа и остановят свой выбор на Вас. Конечно, показывая такое портфолио, желательно делать небольшие комментарии для молодых, чтобы подчеркнуть всю важность каждого из этих снимков.

Надеюсь моя статья, поможет вам в отборе фотографий и после прочтения у Вас уже не возникает вопроса как создать портфолио фотографа.

Если вопросы все таки остались, то пишите в комментариях или через форму обратной связи. Постараюсь ответить.

P.S. А из скольки фотографий состоит ваше портфолио? Ответьте в комментариях.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER

Если вы фотограф, создание портфолио, безусловно, одна из самых важных вещей, которые вы должны сделать. Есть ряд преимуществ, которые может принести вам портфолио: благодаря нему вы продемонстрируете свои работы в Интернете, привлечете новых клиентов и создадите стабильную и обширную онлайн-площадку для вашей работы.Печально то, что не все фотографы обладают техническими навыками для формирования портфолио. Некоторые возможно чувствуют себя немного обеспокоенными отсутствием знаний в разработке сайтов, а другие, возможно, думают, что для создания портфолио нужно много времени.

Хорошей новостью является то, что существует ряд платформ для создания онлайн-портфолио для вашей работы. При этом не нужно тратить свое драгоценное время и уметь программировать.

Вот список из 10 лучших веб-сайтов по созданию портфолио для любителей фотографии, представленных в случайном порядке.

1. Wfolio

— онлайн инструмент для создания портфолио специально для фотографов и художников, которые хотят иметь профессиональное portfolio и с легкостью продавать свои работы в Интернете. Чтобы его получить, не нужно никаких знаний HTML или CSS.

Особенности Foliolink: мобильная версия сайта, настройки и инструменты электронной коммерции, . Вы можете создать бесплатный 7-дневный аккаунт, прежде чем решить, какой тарифный план вам больше всего подходит.


представляет собой online инструмент, который поможет вам сделать удивительное портфолио быстро и безболезненно. Если вы фотограф, который ищет платформу для создания потрясающего портфолио или серьезно задумывается о продаже своих работ в Интернете, то Zenfolio — ваш правильный выбор.

500px является персональным инструментом для быстрого и простого создания портфолио, а также маркетинговой платформой для продажи своих работ.

С 500px вы сможете поддерживать и контролировать сайт когда угодно и для этого нет необходимости «лезть» в код. Зарегистрировавшимся они предоставляют широкий набор возможностей, таких как передовые системы слежения за посетителями, неограниченное количество загрузок фотографий, пользовательское доменное имя и фотомагазин для продажи фотографий в Интернете.

В Wix мы часто получаем вопросы от фотографов-фрилансеров, желающих узнать, как создать профессиональное онлайн портфолио. И хотя у нас есть достаточно материала на тему того, как и как лучше использовать инструменты редактора Wix , в особенности по отношению к фотографам опыт показывает, что одна картинка стоит тысячи слов.

Это и сподвигло нас пройтись по сотне недавно созданных Wix-сайтов, чтобы выбрать 10 лучших из них и продемонстрировать их вам. Ничто так не способствует потоку креативных идей для создания собственного портфолио, как просмотр красивых, качественно выполненных фото-портфолио. Это поможет вам понять, что ваши коллеги делают, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, плюс вы узнаете, что нынче модно в веб-дизайне и оформлении интерфейса.

Но прежде, чем мы начнем, вот несколько вопросов, которые стоит задать себе по ходу просмотра других портфолио:

    Чем выделяется данный сайт, и как на этом можно сыграть?

    В чем минусы дизайна этого сайта, и как вы могли бы это исправить?

    Как организовано само фотопортфолио, есть ли разбивка на категории и используется ли слайд-шоу?

    Что помимо портфолио есть на сайте, и как этот контент помогает потенциальным заказчикам сделать свой выбор?

Рожденный на Кубе, а ныне живущий в Майями, этот фотограф специализируется на фотографиях для продажи недвижимости, оформления меню, свадеб и различных продуктов. Его сайт динамичен и прост, на нем используются крупные слайдеры, выполняющие роль фона и демонстрирующие лучшие работы фотографа. На странице «Услуги» представлен типичный набор из описания работ и цен.

Австрийский фотограф-папарацци Дэвид Боман активно занимается профессиональной съемкой последние 4 года. На первый взгляд, его портфолио выглядит весьма непретенциозно: ничего лишнего и простой белых фон. Галерея фотографий разделена на 14 секций, по которым очень удобно перемещаться, и оформлена в виде модульной сетки. На его портретах есть очень любопытные персонажи (и среди них немало бизнесменов!), фотографии архитектуры отличаются нетрадиционными композициями и использованием специальных объективов, а снимки со свадеб передают праздничное настроение.

Фотограф с 20-летним стажем в фотографии спорта, путешествий, портретов и рекламы, талантливый немец Йерн Полекс создал сайт, в дизайне которого он решил использовать минималистичный стиль. Использование фото-миниатюр позволяет продемонстрировать все его работы в независимости от их размеров и пропорций на одной странице.

Канадская семейная пара делает «яркие, волнующие, эффектные, захватывающие, а самое главное эмоциональные» снимки. В разделе «О нас» на их сайте размещены их детские фотографии с краткой биографической информацией о каждом из них – отличный способ придать бренду человеческое лицо.

Карло Хиткот из Сингапура представляет свое портфолио как активистский проект, имеющий целью привлечь внимание к глобальным проблемам человечества. Его фотографии рассказывают о массовом голоде в Нигере, о пострадавших во время землетрясения в Кашмире и о военных конфликтах в Афганистане. «Эта выставка была создана, чтобы дать голос людям, изображенным на фотографиях в самые тяжелые моменты своей жизни», – так пишет Хиткот на странице «Обо мне».

Японец Кита Койи специализируется на студийных фотографиях различных продуктов и моделей, но он работает не хуже и со свадебными фотографиями, и с иллюстрациями для путеводителей. Спокойные серые тона фона на сайте помогают акцентировать внимание на самих фотографиях, что собственно и является целью портфолио.

Лаура Гарилио не боится использовать насыщенные цвета на своем сайте, начиная множеством зеленых оттенков, заканчивая палитрой серых тонов, разбавленных яркими розовыми пятнами. Такой подход требует тщательного обдумывания и аккуратной работы, но результат стоит того.

Мудрым решением было создать раздел «Мой стиль», в котором она делится тем, как черпать вдохновение в каждом дне, дополнительно к классической странице «Обо мне», где Лаура рассказывает о том, как когда-то она была художником, а потом перебралась на Канарские острова и изменила свою жизнь. Раздел «Ваша фотосессия» посвящен расценкам на различные варианты съемки. Прекрасно, что ее портфолио снабжено таким количеством информации: так она не только представляет себя потенциальным клиентам, но и работает над продвижением сайта в поисковиках.

Разбитые по темам галереи выглядят очень аккуратно. В них вы найдете фотографии людей на отдыхе, наслаждающихся жизнью, а окружающая их природа Канарских островов лишь усиливает это впечатление. Особенно привлекает фото-проект «Будущие папы» с его эмоциональными снимками новоиспеченных отцов.

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Успешно вести фотобизнес – непростая задача, особенно если вы чувствуете, что и так уже делаете для этого все возможное. Ваше портфолио – лишь отправная точка. Есть еще много вещей, о которых стоит позаботиться, например, о продвижении.

Предположим, что ваше портфолио идеальное. Подумайте, какими будут следующие шаги для продвижения своей работы. У фотографов должны быть инструменты и каналы, которые позволяют делиться творчеством, получать обратную связь, общаться с коллегами и развивать свой бизнес.

Основы успешного фотобизнеса

Перед началом продвижения вам стоит решить несколько вопросов. Ведь если не подготовиться как следует и не привести работу в презентабельный вид, можно просто впустую потратить время.

1. Тщательно отобранное портфолио

Портфолио не должно быть просто собранием удачных, по вашему мнению, фотографий. Правильно составленное портфолио позволяет клиентам понять ваш стиль и специализацию. Найдите в нашем блоге больше советов, как улучшить свое портфолио.

2. Персональный сайт.

Как фотографу, вам пригодится умение обновить свой сайт без особых знаний в программировании. Это важная составляющая любого бизнеса и еще один способ продвижения своих работ. Сайт позволяет тем, кто заинтересовался вашими услугами, связаться с вами. Многие сайты из нашего списка требуют ссылки на портфолио фотографа, чтобы его можно было найти.

3. Блог

Блог может быть времязатратной частью бизнеса и далеко не самой необходимой. Тем не менее ведение блога помогает привлечь трафик на сайт. К тому же это еще один способ достичь потенциальных клиентов, чтобы они узнали о вас и вашем стиле.

4. Общее понимание своих маркетинговых целей.

Понимание целей позволит предпринимать необходимые шаги и успешно развивать свой бизнес. Здесь вы можете узнать больше полезных маркетинговых советов.

Как выбрать сайт для продвижения портфолио фотографа

Хороший сайт для продвижения портфолио фотографа может также быть местом для хранения работ. При выборе такой платформы учитывайте следующие аспекты.

1. Возможность делиться файлами

Очень важно, чтобы выбранный сайт для продвижения портфолио позволял легко делиться своими работами, например, если вам нужно отправить их клиентам. Также они должны иметь функцию публикации фото в популярных соцсетях: Facebook, Instagram, Pinterest и других.

2. Размер хранилища

Разные сайты для фотографов позволяют хранить разные объемы данных. Так что прежде чем загружать свои фото на конкретную платформу, узнайте, какие возможности она предлагает.

3. Удобство доступа

Вы должны иметь возможность легко загружать фотографии на сайт, редактировать их и упорядочивать портфолио по своему желанию. Обращайте внимание на доступность и функциональность, которые предлагают разные сайты для продвижения портфолио фотографа.

4. Контроль качества

Убедитесь, что выбранный вами сайт позволяет сохранять высокое разрешение фотографий, ведь в продвижении низкокачественных работ нет никакого смысла.

5. Аудитория

Сайт для фотографов, на котором вы остановитесь, должен давать возможность распространять информацию о вашем бизнесе. Поэтому стоит выбрать платформу, объединяющую сообщество творческих людей, которые могут помочь с продвижением ваших работ как на сайте, так и за его пределами. Найдите площадку, привлекающую именно таких людей, и сайт, который поможет вам создать хорошую репутацию.

10 лучших сайтов для продвижения портфолио фотографа

Существуют сотни сайтов для фотографов, которые позволяют продвигать их работы. Мы не будем рассматривать самые очевидные платформы, как Instagram, Facebook и другие популярные соцсети. Обратимся к альтернативным вариантам, которые дают возможность войти в творческую сферу и заработать имя в креативных сообществах.

1. SmugMug

SmugMug – простая и стильная платформа для публикации своих работ. Это не бесплатный сайт: стоимость размещения изображений составляет около $5,99 в месяц или $39,99 в год. Это достаточно недорого, учитывая, что вы получаете неограниченное пространство для хранения фото и видео, а также пару полезных и несложных инструментов редактирования.

2. PhotoShelter

PhotoShelter – один из самых популярных сайтов для фотографов, объединяющий огромное международное фотосообщество. Здесь вы можете загружать и даже продавать свои работы.

3. Flickr

Миллионы людей пользуются Flickr как в профессиональных целях, так и для поиска вдохновения. Этот сайт для фотографов и представителей других творческих профессий дает возможность продвигать свои работы как в сообществе, так и за его пределами. Также он предлагает расширенные функции, которых нет у других платформ. У Flickr очень активные и вовлеченные пользователи, которые не только просматривают изображения, но и выставляют им оценки.

4. Pinterest

Pinterest продолжает набирать популярность и остается одним из самых вдохновляющих сайтов для людей со всего мира. Это социальная сеть, в которой вы можете создавать доски и сохранять на них фотографии, чтобы их могли просматривать другие пользователи. Убедитесь, что вы дали ссылку на свой сайт или портфолио, чтобы клиенты могли вас найти.

5. Behance

Если вы хотите стать частью творческого сообщества, Behance – отличный выбор. Это онлайн-сообщество профессионалов и креативных людей из разных сфер. Здесь можно создавать папки и представлять работы в виде отдельных проектов.

6. Photography Talk

Photography Talk – ведущий сайт для фотографов, который ежедневно посещают тысячи пользователей. Такие платформы собирают вокруг себя фотосообщество, дают вам возможность учиться у других авторов и получать отзывы о своих работах.

7. Pixpa

Pixpa – отличный вариант для тех, кому нужно онлайн-портфолио. Эта универсальная площадка позволяет создать профессиональный сайт-портфолио с интегрированным онлайн-магазином и возможностью ведения блога.

8. Exposure

Сайт для фотографов с красноречивым названием Exposure дает им возможность представить свои работы. Эта платформа появилась относительно недавно, но уже успела привлечь много профессиональных фотографов и художников, которых объединяет желание делиться своим творчеством.

9. About Me

About Me не создавали как сайт для фотографов. Это площадка, которая позволяет посетителям узнать больше о вас, вашей специализации и познакомиться с работами. About Me дает статистику посетителей вашего сайта, показывает, на что они кликают и где находятся. Отличный ресурс для размещения ссылок на свой сайт.

10. Depositphotos

Как только вы начинаете загружать свои работы на Depositphotos и становитесь автором, можете сразу делиться ссылками на портфолио со своими потенциальными клиентами. Depositphotos объединяет большое сообщество фотографов, и если у вас есть талант, это отличный способ сделать себе имя в фотоиндустрии. Вы можете создавать собственные коллекции изображений, делиться ими с коллегами и клиентами.