Что нужно для создания партии. Как зарегистрировать политическую партию: пошаговая инструкция. Как создать партию

Российского общества можно изобразить в виде синусоиды. В определенные периоды она становится бурной, потом идет на спад. Перед выборами политические силы начинают бурную деятельность. В основном она направлена на агитацию сторонников. На первом этапе должна пройти регистрация партии. Официально сила уже занимается вербовкой поклонников своей идеи и активных адептов. Давайте рассмотрим, каким образом проводится регистрация политической партии, есть ли сложности в этом процессе, как их обойти.

Принципы создания

Следует отметить сразу, государство не вмешивается в описываемый процесс. Имеется в виду, что нет нужды получать разрешение от официальных органов. Однако государственная регистрация все же необходима. Сама сила создается инициативно гражданами. Туда государство не вмешивается. Люди объединяются на основании сходных взглядов, видения будущего страны или региона. Они высказывают намерение продвигать свою позицию в обществе. Когда же основной силы сформирован, необходима регистрация партии. Ее следует ввести в официальное политическое пространство. А это делается путем легализации политической силы через государственные органы. Иначе она не получит возможности принимать участие в выборах, делегировать своих членов в законодательную власть. А как же тогда влиять на процесс строительства государства? Потому регистрация партии для большинства политических сил - важный момент. Это некий Рубикон, процесс ее рождения. Юная партия с этого момента становится полноправным участником политического процесса. А дальнейшая ее судьба зависит от активности членов и привлекательности программы.

Два способа создания партии

Государство старается не ограничивать позитивных политических общества. На настоящий момент законодательно установлено, что партии создаются двумя способами. Они охватывают те процессы, что характерны для общества, не несут в себе угрозы подрыва государственных устоев. Первый способ - объединение граждан. То есть люди могут собраться, договориться и заняться продвижением своих политических воззрений. Второй способ - преобразование в партию уже существующего общероссийского общественного движения. Ведь люди могут работать вместе над определенными проблемами, не входящими в политическое поле. В процессе развития этой деятельности возникает нужда в более тесном взаимодействии с властью, вплоть до включения в ее состав. Тогда движение перерастает в партию. Необходимо понимать, что это два различных процесса. Следовательно, порядок регистрации политической партии отличается в них нюансами и особенностями. При желании начать деятельность на политическом поприще в этом следует хорошо разобраться.

Порядок регистрации партии

Теперь поговорим о, собственно, процедурах. Если партию желают образовать граждане, им следует провести учредительный съезд. Необходимо собрать представителей из различных регионов страны. Законодательством установлены строгие параметры для подобных мероприятий. Без их соблюдения регистрация политической партии невозможна. Обратимся к нормативам. На учредительном съезде принимаются основополагающие документы:

  • о создании партии;
  • об образовании ее региональных отделений субъектов Российской Федерации (в их число должно входить более половины из имеющихся);
  • программа;
  • устав;
  • о формировании руководства и ревизионных органов.

С момента положительного голосования по указанным вопросам политическая сила считается созданной. Если же в партию преобразуют общественное движение, то нужно только внести изменение в реестр юридических лиц. Этого достаточно, чтобы поменять статус организации. Перейдем к подробному рассмотрению обоих процессов.

и политическая сила

Начинается все с создания организационного комитета. В него следует включить не менее десяти граждан, имеющих по закону право на участие в политическом строительстве. Эти люди собираются и договариваются, что фиксируется обязательным протоколом. Далее следует уведомить специальный орган Росрегистрации о своем намерении. Вместе с письмом следует предоставить следующие документы для регистрации партии:

  • личные сведения об основателях (инициативной группе);
  • оргкомитета, в котором указываются цели, сроки полномочий, место дислокации, финансовые данные и персональные на то лицо, что будет открывать счет и подписывать бумаги.

Если все оформлено правильно, то указанное ведомство письменно подтверждает, что получило уведомление. Задача оргкомитета - провести учредительное собрание. Времени на это отводится не более года. А в течение месяца оргкомитет обязан обнародовать информацию о своей инициативе. Создание партии - процесс публичный. Потому со СМИ работать приходится постоянно.

Статус оргкомитета

Регистрация партии - процесс очень серьезный. Потому нужно поговорить об ответственности и правовом статусе лиц, взваливших на себя эту нагрузку. Оргкомитет на самом деле не является юридическим лицом, имея при этом некоторые его признаки. У этого временного органа есть счет, имущество. Он составляет и баланс. Оргкомитет собирает пожертвования, которые тратятся на создание политической силы. Кроме того, на плечах членов этого временного органа регистрация партии в России. Тем не менее их права ограничены априори. Ведь после официального оформления партии оргкомитет обязан передать все средства ее руководству.

Нюансы работы

На практике, кстати, высокие посты в новой политической силе достаются именно организаторам, но не всегда. Чтобы учредительный съезд считался законным, необходимо набрать 50 тыс. сторонников. Ранее эта норма была меньше в пять раз. Получается, что членам оргкомитета за год предстоит провести огромную работу. Необходимо искать сочувствующих и активных последователей идей, заниматься вопросами финансирования, организовывать региональные отделения и так далее. Если не справятся, то инициатива считается законченной. Деньги возвращают тем, кто их пожертвовал. А оргкомитет прекращает работу.

Учредительный съезд

Это мероприятие является основным при создании политической силы. Потому ему уделяется много внимания. О нем оповещают общественность через «Российскую газету». Последняя обязана напечатать объявление бесплатно. Съезд будет законным, если на него прибудут представители более половины регионов РФ. Сколько человек поедет из дальних уголков страны, определяет оргкомитет. Для государства важно, чтобы было достаточное представительство народа. В документы для регистрации политической партии обязательно включают протокол мероприятия. В нем отражаются представительства, процесс проведения и принятия решений. Государство имеет право проверить все сведения, изучить документы на соответствие действующему законодательству. В пакет включают и все решения съезда.

Преобразование объединения в партию

Здесь процесс несколько легче. Ведь у общественного движения уже есть организованные структуры. Необходимо, как и в первом случае, провести съезд, с обязательным оповещением о событии народа. На мероприятии принимают те же решения: устав, программа, образование политической партии с региональными отделениями. Однако по факту они уже имеются. Их только перерегистрируют в соответствующих органах. Следует добавить, что в партию преобразуют только общероссийские движения. Для региональных таковой возможности не предусмотрено.

Вначале «нулевых» в России были десятки зарегистрированных политических партий. Сейчас их всего семь. Столько осталось из-за последовательного ужесточения законодательства и «запретительного» настроя Министерства юстиции и Росрегистрации. Функции контроля над партиями в последнее десятилетие делили эти структуры. Принципиальных различий в их действиях политики, пытавшиеся регистрировать свои партии, не отмечают.

Парламентских партий сегодня четыре: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР. Не прошедших в Госдуму - три: «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко».

Единственная «медведевская либерализация» законодательства в вопросе регистрации - партия теперь должна иметь не 50 тысяч членов по стране, а 45. Обязательная численность региональных отделений в более чем половине субъектов РФ снижена с 500 до 450 человек. С 2012 года в партии должны будут состоять минимум 40 тысяч человек, обязательная численность отделений в более чем половине российских регионов составит 400 человек.

Кремлевские идеологи в целом таким положением довольны: «Партийная система в России практически сложилась». Единороссы, правда, намекают, что «у нас нет достойной социал-демократической партии», но их нелюбовь к Сергею Миронову и Геннадию Зюганову не вызывает поддержку кураторов - в частности, зимой была на корню пресечена попытка противостояния ЕР и СР.

Политолог Александр Кынев рассказал «Новой», что российский опыт имеет и международный спрос: жесткий российский закон о партиях скопировали такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Армения, Перу. Нечто подобное сейчас хотят сделать и в Египте.

Несмотря на высокие требования к созданию новых партий, многие политики безуспешно пытались регистрировать свои партии. С середины последнего десятилетия шли многочисленные скандалы и суды, связанные с отказом в регистрации. Участники политического процесса убеждены, что для регистрации партии нужно личное одобрение Владислава Суркова. Борис Надеждин, член политсовета «Правого дела», откровенно рассказал «Новой», что его партии в регистрации препятствия не чинили потому, что было ясно, что она создается при поддержке властей.

Между тем некоторые политики не оставляют надежду присоединиться к «лицензированной семерке». О необходимости создавать партию говорят в «Солидарности» и «Демократическом выборе», недавно появившаяся новая либеральная группа в «Единой России» тоже может захотеть стать партией. Конгломерат старых красно-коричневых, радикальных профсоюзников и активистов «Левого фронта» уже вовсю занят регистрацией новой партии - «РОТ Фронт».

«Новая» разобрала способы, с помощью которых в последние годы гражданам нашей страны не давали регистрировать партии.

Партия зарегистрирована

Даже регистрация партии - это еще не окончательная победа. Статья 27 (пункт 1«Б») закона о партиях требует, чтобы партия ежегодно представляла информацию о численности каждого из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также годовой финансовый отчет.

Борис Вишневский, член бюро «Яблока», подтверждает: регулярно устраиваются проверки, постоянно запрашивается масса документов, требуют протоколы партийных собраний, все решения партии, информацию о всех расходах. Заниматься всем этим - огромная работа.

По оценкам политолога Александра Кынева, составление этой отчетности и поддержка подобной структуры требует 2-3 миллионов долларов в год. И все равно при первом желании властей «лицензию» у практически любой партии можно отобрать.

Партия не зарегистрирована

Нужно ли вовлекать своих сторонников в процедуру создания партии, будучи уверенным, что сделать сделать этого не дадут? Мнения разняться. Аргументы за: это способ мобилизовать актив, выстроить связи между региональными группами, привлечь внимание к своему бренду, заставить власти следовать закону. Аргументы против: это огромная, заведомо безрезультативная работа, способная демотивировать сторонников, сбор подписей - передача «борцам с экстремизмом» из МВД и ФСБ данных о сочувствующих людях.

Главное преимущество «лицензированной» партии - возможность выдвигать списки на выборах разных уровней. Незарегистрированные государством, левые, на выборах 2011 г. будут стараться пристроиться к КПРФ, «Справедливой России», в меньшей степени - к «Яблоку» и «Патриотам России». Либералы - к «Яблоку», «Правому делу», в меньшей степени - к «Справедливой России». Поэтому кого, на каких условиях, на какое место возьмут (в какой список), может стать одной из главных интриг предстоящих выборов.

Политическая партия - это общественная организация, которая служит опорой кандидатам в президенты и депутаты федерального, регионального и муниципального уровней. Часто партия обладает большими, чем у других организаций, возможностями влиять на народное мнение.

В пошаговой инструкции Правовой центр «Аспект» расскажет о юридическом статусе политической партии в 2018-м году, о том как и в какие сроки зарегистрировать партию, какие документы и куда понадобится предоставить.

1. Какой правовой статус у политической партии?

Конституция 1993-го года в противоположность действовавшим 70 лет нормам объявила Российскую Федерацию многопартийным государством, в котором запрещены только те общественные объединения, чьи действия направлены на нарушение законодательства и опасны для жизни других людей. Политическая партия является представительной формой участия граждан в управлении страной.

1.1. Политической партии разрешено:

  • участвовать в руководстве страной, отдельными федеративными субъектами и муниципальными образованиями через избранных депутатов;
  • посещать один раз в год пленарные заседания законодательных органов при отсутствии в них избранных представителей партии;
  • предлагать членов партии или саму партию в качестве кандидатов на выборах всех уровней;
  • самостоятельно определять способы достижения народной лояльности и получения власти;
  • организовывать мероприятия по повышению политической грамотности людей;
  • использовать собственные средства массовой информации;
  • собирать и распространять мнения граждан по всем общественным вопросам;
  • защищать членов партии в суде, прокуратуре и других организациях;
  • заниматься коммерческой деятельностью, не противоречащей целям партии;
  • объединяться с российскими и зарубежными общественными организациями.

Отличием политической партии от коммерческой организации является отсутствие обязательственных связей: члены партии не выплачивают долги партии, а все переданные партии денежные средства и имущество становятся собственностью партии. Также политическая партия не может быть признана .

1.2. Политическая партия должна действовать на следующих условиях:

  • иметь отделения в 43-х и более регионах Российской Федерации с общим количеством членов партии не менее 500 человек, совершеннолетних и имеющих российское гражданство (ранее требовалось 50 тысяч членов);
  • публиковать в открытом доступе свои устав и программу;
  • обеспечивать разнородность списка кандидатов в депутаты по профессиональному, гендерному и национальному признаку;
  • разрешать присутствие представителей органов власти на открытых партийных мероприятиях.

Эти требования направлены на сохранение максимальной прозрачности политической деятельности общественного объединения и обеспечение свободного доступа всех желающих к вступлению в партию. К хозяйственным обществам подобных требований не предъявляется.

1.3. Политической партии запрещено:

  • размещать руководство и подразделения за пределами России;
  • проводить несогласованные публичные мероприятия, в том числе связанные с выборами;
  • заставлять людей вступать в партию;
  • принимать в партию граждан, уже состоящих в другой партии.

Есть и общий запрет на нарушение российских законов и чужих конституционных прав и свобод.

Правовой статус политической партии является подчеркнуто демократическим и позволяет участвовать в государственном управлении представителям максимально популярных мировоззрений. Лидирующим по результатам выборов партиям предоставляется государственная финансовая поддержка, а также создаются условия для освещения их деятельности в средствах массовой информации.

2. Какие понадобятся документы?

Для регистрации политической партии требуется расширенный по сравнению с регистрацией других юридических лиц перечень документов.

2.1. К стандартным документам относятся:

  • заявление по форме № Р11001 , в котором указываются паспортные и контактные данные заявителей, а также адрес, по которому осуществляется связь с партией;
  • устав политической партии, оформленный в соответствии с повышенными требованиями: один распечатанный экземпляр и два сшитых и пронумерованных экземпляра (обычно на место скрепления наклеивается бумага с указанием количества листов в документе, подписью заявителя и печатью партии);
  • решение учредительного съезда о создании партии, подтвержденное протоколом с указанием всех делегатов из 43-х регионов (не менее двух делегатов из каждого) и распределения голосов (достаточно 50%+1);
  • платежное поручение об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей (и по 3500 рублей за каждое региональное отделение).

Устав - ключевой документ для регистрации политической партии. Он должен быть принят большинством голосов при наличии кворума, т.е. в присутствии делегатов из 43-х и более регионов. Устав должен раскрывать следующие вопросы:

  • цель создания и предмет деятельности;
  • правовой статус членов партии, основания вступления в партию и исключения из нее, ведение статистики о членстве;
  • структуру управления партией и ее региональными отделениями, в том числе по финансовым вопросам;
  • способы участия в государственном управлении;
  • наименование и местонахождение партии. К названию партии предъявляются следующие требования: оно не должно иметь сходства с уже использованными кем-то названиями, включая имена собственные и не должно быть оскорбительным для кого-либо; в отличие от других юридических лиц партия может использовать в своем наименовании отсылку к Российской Федерации.

2.2. К специфическим документам, представляемым на регистрацию политической партии, относятся:

  • программа политической партии, в которой указываются ее цели и задачи, принципы и методы функционирования;
  • газета, распространяемая на всей территории России, с объявлением о проведении учредительного съезда (обычно в этих целях используется «Российская газета», потому что в ней публикации бесплатные, но есть и минус - подавать туда объявления необходимо минимум за полтора месяца до съезда, включая 2 недели на публикацию и обязательное предупреждение за месяц);
  • протоколы собраний 43-х и более региональных отделений с указанием количества членов партии.

2.3. Регистрация партии может быть приостановлена на срок до 3 месяцев по причине несоответствия представленных документов законодательным требованиям. При устранении причин в более быстрый срок регистрационный процесс возобновляется.

Причины отказа в регистрации стандартные:

  • потенциальное нарушение конституционного, гражданского (в том числе права на интеллектуальную собственность), административного или уголовного законодательства (отдельно выделен экстремизм);
  • предоставление документов не в полном объеме, с опозданием и/или с нарушением порядка оформления (последнее не касается содержания политической программы).

Даты всех документов должны соответствовать датам, указанным в других подаваемых документах.

3. Когда и куда обращаться для регистрации партии?

В отличие от других юридических лиц регистрация политической партии носит не разрешительный, а уведомительный характер, т.е. партия начинает свое существование с того момента, когда было принято решение о ее создании. К моменту принятия такого решения должно быть набрано необходимое количество сторонников (от двух и более кандидатов в члены партии в 43-х и более регионах, общим количеством не менее 500 человек). Одновременно или сразу после принятия решения о создании партии должны быть решены вопросы:

  • о содержании устава и политической программы;
  • об образовании регулирующих, исполнительных и контролирующих органов партии.

Решение об учреждении партии принимается на съезде, организуемом специальным комитетом из 10 человек. Поскольку проведение собраний без оповещения органов власти карается административными штрафами от 10 тысяч рублей по ст. 20.2 КоАП РФ, необходимо известить о будущем учредительном съезде министерство юстиции. Извещение направляется с расчетом доставки не позднее чем за 10 календарных дней до съезда, но не ранее чем за 15 календарных дней. Адрес министерства юстиции в Москве: улица Житная, дом 14, для почтовых отправлений указывается индекс 119991, городская служебная почта № 1. К извещению прилагаются:

  • паспортные и контактные данные 10 членов, организующих учредительный съезд;
  • протокол собрания комитета с определением границ ответственности его членов и порядка решения финансовых вопросов.

В течение месяца после получения министерством юстиции извещения комитет обязан опубликовать соответствующее объявление в «Российской газете», а по желанию и в дополнительных средствах массовой информации (предпочтение отдается печатным изданиям).

В инспекцию федеральной налоговой службы документы для регистрации политической партии подаются через министерство юстиции в течение полугода с момента принятия решения об учреждении. Министерство юстиции принимает решение о государственной регистрации политической партии и передает документы в налоговую. Сроки совершения ИФНС регистрационных действий стандартные: 5 рабочих дней для постановки на учет и 1 рабочий день для извещения министерства юстиции. Министерство, в свою очередь, извещает организационный комитет партии в трехдневный срок.

В течение двух недель после получения в Министерстве юстиции выписки о государственной регистрации политическая партия должна направить в «Российскую газету» информацию о своих целях и принципах деятельности. Эта информация публикуется бесплатно также в течение двух недель.

4. Как работают региональные отделения?

Регистрация региональных отделений политической партии является обязательной, при недостаточности количества отделений спустя полгода после регистрации партия подлежит исключению из единого государственного реестра и расформированию. В одном субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение, название которого будет отражать его территориальную принадлежность, но количество местных и первичных отделений не ограничено.

Для регистрации отделения необходимо обратиться в региональное управление министерства юстиции со следующими документами:

  • соответствующее заявление с указанием паспортных и контактных данных подписавших его граждан;
  • копия решения о создании территориального отделения;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении партии;
  • копии устава и политической программы;
  • копия протокола партийного собрания с указанием количества членов партии в регионе с приложением списка и адресом органов управления;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей.

Все копии должны быть заверены руководящими лицами партии: либо словами «Копия верна» с датой и подписью на каждой странице, либо в сшитом виде с единой надписью поверх шва.

Основания для отказа в регистрации отделений повторяют основания для отказа в регистрации самой партии.

Руководящие органы региональных отделений, как и всей партии, избираются тайным голосованием. Порядок взаимодействия органов управления и решения финансовых вопросов определяется уставом.

Основные нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Правовой центр «Аспект» поможет зарегистрировать политическую партию в Москве и подготовит документы для регистрации региональных отделений политической партии. Возможен выезд специалиста по местонахождению клиента в границах Москвы.

Способы создания политических партий

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Федеральный закон «О политических партиях» (статья 11) предусматривает два способа создания политической партии: 1) на учредительном съезде политической партии, 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц.

В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения: 1)

о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию; 2)

о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Федерации в региональные отделения политической партии; 3)

о принятии устава политической партии и принятии ее программы; 4)

о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для чего образуется организационный комитет?

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет (статья 12 Федерального закона «О политических партиях»). В состав этого комитета должно входить не меньше 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Росрегистрацию о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: 1)

сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны); 2)

протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

Росрегистрация или ее территориальный орган в день получения уведомления и названных выше документов выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему такого документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет: 1)

осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии; 2)

открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.

После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет

об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

Если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, то по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество также возвращается жертвователям.

Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения

Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация (движение) публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

По экономическим причинам публиковать указанную выше информацию целесообразно именно в «Российской газете», поскольку она обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию. Причем закон устанавливает и четкий срок, в который «Российская газета» обязана произвести такую публикацию, - в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более половины субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами. Решения учредительного съезда политической партии принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений. Создавать организационный комитет в случае преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию не требуется.

После проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее 200 газетных строк.

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

В отличие от иных общественных объединений, для которых государственная регистрация является добровольной, политическая партия и ее региональные отделения подлежат обязательной государственной регистрации (статья 15 Федерального закона «О политических партиях»), которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Свидетельством государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно Росрегистрацией и ее территориальными органами. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в Росрегистрацию не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Росрегисрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, то государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии?

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов. Заявление о государственной регистрации политической партии представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах. Устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 17). Копии решений учредительного съезда политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию политических партий установлены в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии. Росрегистрация в день получения указанных документов и материалов обязана выдать уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Росрегистрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее региональному отделению свидетельство об их государственной регистрации, подтверждающее факт внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, в случае если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанное свидетельство должно быть выдано не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Следует заметить, что предпринимались попытки в судебном порядке оспорить регистрацию и перерегистрацию всех политических партий в Российской Федерации, однако они не увенчались успехом, во многом по формальным основаниям. Так, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело по заявлению Б. о признании недействительной регистрации и перерегистрации в 2002 г. Минюстом России всех политических партий в соответствии с принятым Федеральным законом «О политических партиях».

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. в принятии искового заявления Б. отказано в связи с его неподсудностью Верховному Суду110. В частной жалобе заявитель просил об от- мене определения, ссылаясь на его незаконность. Кассационная коллегия оставила определение судьи Верховного Суда от 23 декабря 2002 г. подлежащим оставлению без изменения.

Согласно гражданско-процессуальному законодательству Российской Федерации Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании постановлений о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий. Как следует из содержания заявления, поданного на первую инстанцию, Б. просит признать недействительной регистрацию и перерегистрацию политических партий. Данные требования не отнесены законом к подсудности Верховного Суда. Изменение подсудности возможно лишь с согласия обеих сторон, так как, в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду заявлений с требованиями, аналогичными указанными выше, а Конституция в соответствии с ее статьей 15 имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то в принятии заявления судьей Верховного Суда было отказано обоснованно.

Вместе с тем из заявления Б. видно, что его требования сводятся к ликвидации ряда политических партий и общественных объединений. Как правильно указано в определении судьи, согласно статьям 39, 41 Федерального закона «О политических партиях», статье 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление о ликвидации политической партии может быть подано в Верховный Суд федеральным уполномоченным органом, генеральным прокурором и федеральным органом исполнительной власти. Заявитель к ним, как и к лицам, указанным в статьях 42, 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» и правомочным ставить вопрос о прекращении деятельности общественного объединения, не относится, поскольку ему не предоставлено право на обращение в суд с такими требованиями, и в принятии заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Какие документы необходимы для государственной регистрации партии, созданной путем преобразования из общероссийской общественной организации (движения)?

Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (движения), в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за

их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Заявление о государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах; устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о ее преобразовании в политическую партию, принятии устава политической партии и принятии ее программы, преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 18). Копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о преобразовании ее в политическую партию представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для ее преобразования в политическую партию («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (см. приложение 20). 9.

Передаточный акт общероссийской общественной организации (движения), составленный в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Росрегистрация в день получения документов и материалов, указанных выше, выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации регионального отделения политической партии?

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган Росрегистрации представляются следующие документы: 1.

Копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения) о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии. От регионального отделения политической партии могут потребовать также заявление о государственной регистрации регионального отделения политической партии (представляется в двух экземплярах). Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для го- сударственной регистрации юридических лиц. 2.

Заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии. 3.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии. 4.

Заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии о его создании с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии (см. приложение 19). Копии протоколов конференций или общего собрания регионального отделения политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии установлен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию каждого регионального отделения политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Список членов регионального отделения политической партии. Территориальный орган Росрегистрации в день получения перечисленных

выше документов выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Следует особо отметить, что территориальный орган Росрегистрации не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в следующих случаях: 1.

Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. 2.

Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют следующим требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»:

а) в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, используются наименования иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности; наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имя и (или) фамилия гражданина;

б) наименование политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав; используется наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства;

в) символика политической партии совпадает с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

г) в качестве эмблемы и иных символов политической партии используются эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

д) символика политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав (запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства). 3.

Не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации политической партии. 4.

Росрегистрацией установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях». 5.

Нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в двух следующих случаях: 1) не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии; 2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям закона.

Необходимо помнить, что программа политической партии представляется исключительно для сведения Росрегистрации. Любые ошибки, неточности в программе не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Единственным исключением является создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Росрегистрации запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом. Отказ в государственной регистрации оформляется в форме заключения и утверждается Росрегистрацией или ее территориальным органом, и заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов, причем с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Политической партии и ее региональному отделению может быть отказано в государственной регистрации по основаниям, изложенным в статье 20 Федерального закона «О политических партиях».

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляется в рассмотренном выше порядке для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Практика государственной регистрации общественных объединений показывает, что нередко в такой регистрации отказывают по причине несоответствия представленных общественным объединением документов требованиям регионального законодательства. При этом необходимо помнить, что руководствоваться здесь нужно требованиями именно Федерального закона «Об общественных объединениях». Поэтому положения законов субъектов Российской Федерации, противоречащие этому федеральному закону, следует обжаловать в суд.

Например, гражданин Ч. оспаривал конституционность статьи 4 Закона Костромской области от 4 декабря 1998 г. «О статусе общественных объединений на территории Костромской области». Согласно этой статье областным (региональным) общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном федеральным законом, и имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. Заявитель оспаривал данную статью в части, предусматривающей наличие у областного (регионального) общественного объединения своих структурных подразделений на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. По мнению заявителя, оспариваемое положение нарушает его право на объединение, не соответствует конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, нарушает конституционно установленное разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и тем самым противоречит статьям 3 (часть 4), 4, 30 (часть 1), 55 (часть 3) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации. Заявителю по данным основаниям было отказано в регистрации общественного объединения на территории Костромской области.

Вынесенным по жалобе гражданина Ч. решением Костромского областного суда от 27 апреля 2002 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2002 г., статья 4 Закона Костромской области «О статусе общественных объединений на территории Костромской области» в части слов «и имеющие свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области» была признана противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Во исполнение судебного решения это положение было исключено соответствующим Законом Костромской области.

Инструкция

Новые политические партии – не самое легкое дело, особенно в России, где на пути такой структуры вы неизбежно столкнетесь с различными бюрократическими и юридическим преградами. Помните, что при целеустремленности и владении необходимой информацией, это вполне осуществимо. Создание партии начинается с изучения основного документа – Федерального № 95-Ф3 «О политических партиях» от 11 июня 2001 года. Он регулирует процесс создания и регистрации партии, определяя, какой должна быть ее структура, символика и название, пакет необходимых документов и . Начните создание своей партии с внимательного изучения этого закона.

Партия не может существовать без своих членов, поэтому заручитесь поддержкой населения. Вам много сторонников – для регистрации партии, согласно «О политических партиях», необходимо 100 тысяч человек с партийными билетами вашей структуры. Однако, в Российской Федерации существует множество партийных организаций, действующих не как партия «Единая Россия», а как незарегистрированные политические структуры. Главное – вы должны обеспечить своему детищу четкую структуру и поддержку широких слоев общества.

Официально ваша политическая партия начнет свое существование с момента проведения учредительного съезда. Помните, для его созыва вам не нужно получать разрешение государственных структур. Как только вы примете решение на учредительном съезде о создании партии, ее уставе и политической программе – ваша партия будет официально считаться созданной.

Учредителями политической партии считаются делегаты учредительного съезда, которые, после создания партии, становятся ее членами. Так начиналась, например, партия «Правое дело». Как вариант, политическая партия может быть создана на базе уже существующих объединений или движений, и в таком случае партия появляется вместе с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Не забудьте, что важно добиться широкой поддержки среди населения, тогда пройти регистрацию будет значительно проще. Для этого вы должны оформить соответствующую партийную структуру – помимо центрального комитета управления вам нужны региональные отделения. Они помогу привлекать сторонников в различных регионах страны. Расширьте сеть региональных представительств – и вы расширите влияние своей организации.

Видео по теме

Демократия дает возможность любому гражданину страны свободно изъявлять свою волю и принимать участие в управлении государством доступными и законными способами. К этим способам относится и закрепленное федеральным законом право любого дееспособного гражданина старше 18 лет создавать собственные политические партии.

Инструкция

Прежде всего, немного теории. Политическая партия создается свободно, для этого не нужно разрешение органов государственной власти и должностных лиц. Любое общероссийское общественное движение или организация могут быть преобразованы в политическую партию на съезде движения или организации. На таком съезде должны быть устав и программа, а также сформированы руководящие органы .

С момента создания, партия может осуществлять информационно–пропагандистскую деятельность.
Учтите, данные о новой партии должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц.

Направьте в указанный орган сведения о членах организационного (фамилии, имена и отчества, даты рождения, гражданство и контактные телефоны). Приложите протокол собрания организационного комитета, в котором указана цель создания комитета, срок полномочий (не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества, сведения о том члене комитета, который уполномочен открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения деятельности комитета. Данные об уполномоченном лице должны быть максимально полными: фамилия, имя, отчество, дата рождения, местожительства, гражданство и паспортные данные.

После этого федеральный орган в день получения перечисленных документов выдает уполномоченному лицу документ, подтверждающий его полномочия. Затем организационный комитет партии в течение месяца со дня выдачи вышеуказанного документа должен опубликовать в общероссийском периодическом издании сведения о намерении создать политическую партию.

Проведите учредительный съезд партии, после чего организационный комитет должен прекратить свою деятельность, а собранные средства (бюджет партии формируют пожертвования граждан) и иное имущество передаются созданной политической партии. Сведения об учредительном съезде опубликуйте в «Российской газете», не позднее, чем за месяц до дня созыва съезда. В свою очередь названная газета безвозмездно публикует сведения о месте и дате проведения съезда политической партии в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд считается правомочным только в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более половины субъектов Российской федерации и проживающие преимущественно в этих регионах. Каждый указанный субъект РФ должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.

После проведения учредительного съезда и принятия решения о создании политической партии, необходимо опубликовать в «Российской газете» основные положения программы политической партии.

Обратите внимание

Членами политической партии могут быть дееспособные граждане РФ старше 18 лет. Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан РФ.

Полезный совет

Политическая партия и ее региональные отделения действуют на основании устава политической партии.

Источники:

  • Закон о партиях

Партии в демократическом государстве являются частью политической системы. Они объединяют большие группы людей, связанных общими интересами и преследующих единые цели. Свою деятельность политические партии осуществляют на основе решений, принимаемых в соответствии с законами, действующими в стране, и положениями устава.

Инструкция

Основу любой политической партии составляют ее члены. Они вправе принимать непосредственное участие в обсуждении линии, проводимой партией, а также в выработке важных решений, определяющих общий курс политического объединения. Процесс принятия решений обычно закрепляется в законодательстве о политических партиях, в уставных документах и рабочих положениях.

Как правило, партии самостоятельны в выработке и принятии решений. Государство не вмешивается в деятельность политических объединений граждан до тех пор, пока партийные решения не нарушают нормы закона. Партии вправе сами определять свои цели, задачи и способы осуществления программных положений.