Тест профессиональных предпочтений дж холланда. Опросник профессиональных предпочтений холланда. Итак превосходный тест на профориентацию от Д. Голанда

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

Реалистический тип (Р)

Интеллектуальный тип (И)

Социальный тип (С)

Конвенциальный тип (К)

Предприимчивый тип (П)

Артистический тип (А)

Инструкция : "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

Ключ к тесту

Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.

Таблица «Типы профессиональной направленности личности»

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

Тест Д.Голланда

Фамилия, имя ____________________________________________________________ класс _____________

инженер-техник

инженер-контролер

гидролог

ревизор

вязальщик

санитарный врач

зоолог

зоотехник

повар

наборщик

математик

архитектор

фотограф

зав. магазином

работник ИДН

счетовод

чертежник

дизайнер

учитель

милиционер

философ

психиатр

воспитатель

художник по керамике

ученый-химик

бухгалтер

экономист

заведующий отделом

редактор научного журнала

адвокат

корректор

критик

лингвист

переводчик художественной литературы

завхоз

директор

педиатр

статистик

радиоинженер

специалист по ядерной физике

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

водопроводчик

наборщик

спортивный врач

фельетонист

агроном

председатель сельхозкооператива

нотариус

снабженец

закройщик-модельер

декоратор

перфоратор

карикатурист

археолог

эксперт

политический деятель

писатель

работник музея

консультант

садовник

метеоролог

ученый

актер

водитель

медсестра

логопед

стенографист

инженер-электрик

секретарь-машинистка

врач

дипломат

маляр

художник по металлу

главный бухгалтер

директор

биолог

главный врач

поэт

Психолог

телеоператор

режиссер

архивариус

скульптор


МЕТОДИКА ДЖ. ХОЛЛАНДА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ Взаимосвязи типа личности и с феры профессиональной деятельности

Суть теории американского психолога Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Согласно типологии личности Дж.Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента , характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

Обработка результатов. Ответный бланк может заполняться индивидуально или в группе. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности.

Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип,

2-й столбец — интеллектуальный тип,

3-й столбец — социальный тип,

4-й столбец — конвенциальный тип,

5-й столбец — предприимчивый тип,

6-й столбец — артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбцов (1-3), содержащих наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

Характеристика типов личности по Дж.Холланду

1. Реалистичный тип (Р) — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механикой и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);

Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;


Любая деятельность, которая дает ощутимый результат; предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;

Механические способности, изобретательность;

Математические способности.

Эмоциональная стабильность, надежность;

Практичность, бережливость;

Упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;

Скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;

Независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;

Ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;

Работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично;

Предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;

Не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;

Более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

Природа, сельская местность;

Наименьшее взаимодействие с другими людьми;

Ситуации, требующие небрежной одежды;

Организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, УВД и т. п.);

Фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:

Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;

Строительные и восстановительные работы;

Фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

Охота, рыболовство, туризм;

Управление моторными видами транспорта;

Физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

2. Интеллектуальный тип (И).

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт.

Предпочитаемые виды деятельности:

Сбор информации, ее систематизация, анализ;

Выполнение сложных или абстрактных заданий;

Решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

Независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

Выполнение научной или лабораторной работы;

Предпочитают размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

Математические способности;

Аналитические навыки;

Склонность к науке, рациональному, логичному анализу;

Навыки письменного изложения мысли;

Рациональность, эрудированность.

Личные качества и ценности:

Независимость, самостоятельность, ориентированность на задачу, погруженность в работу;

Сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность;

Любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность;

Уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки;

Стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, испытывает трудности в принятии решений, чтобы заново просмотреть информацию;

Более всего не схож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-тппа слишком много проблем и вопросов;

Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

Слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

Организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

Ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби:

Работа (И-тип часто полностью поглощен своей работой и работает много часов в день);

Сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.);

Компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение научной литературы.

Профессии И-типа:

Математик, географ, геолог;

Творческие профессии, математические и естественно-научные дисциплины, абстрактные проблемы, интеллектуальная деятельность, исследовательская работа, познание нового.

3. Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен, социально ответственный. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности:

Ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

Обучение, объяснение, разъяснение;

Оказание помощи, консультирование, советование;

Организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

Вербальные способности;

Навыки общения и взаимодействия с людьми;

Преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

Кооперативность, настроенность на других, понимание других;

Тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

Более всего не схож с Р-тнпом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

Социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

Медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические и психологические консультативные службы;

Агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

Организация развлечения других;

Посещение общественных мероприятий, собрания;

Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

4. Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор, руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Избегает неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, ценности.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

Управление офисным оборудованием;

Ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

Написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

Арифметические способности;

Канцелярские способности;

Ручная тонкая моторика;

Организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

Сознательность, упорство, практичность, честность;

Самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

Бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

Для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

Наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

Данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

Большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

Хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Профессии К-типа: б ухгалтер, кассир, банкир, финансист, счетовод, товаровед, экономист, секретарь, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

Финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство;

Проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

Проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает П-тип:

Организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

Руководящие и лидерские способности;

Социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

Склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

Стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

Амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

Экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

Ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

Оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

Посты в государственных и политических организациях с властью, распоряжение крупными фирмами;

Промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

Членство в клубах и организациях, посещение собрании;

Спортивные состязания в качестве зрителя пли участника, богатый отдых;

Развлечения, организация вечеринок, увеселений;

Политическая деятельность.

Профессии П-типа: к оммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер, дипломат, репортер, директор.

6. Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры.

Предпочитаемые виды деятельности:

Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.);

Игра на музыкальных инструментах;

Исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

Воображение, креативность;

Музыкальные способности;

Артистические способности;

Вербально-лингвнстические способности;

Чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

Независимость, самостоятельность, нонконформизм;

Импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность:

Непрактичность, беспорядочность;

Интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, «правополушарность»;

Стремление к самовыражению, демонстративность;

Оригинальность, открытость, свобода от условностей;

Допускает альтернативные варианты решения проблем;

Более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

Фотография, рисование, живопись;

Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

Сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

Игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа:

Артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея;

История, филология, искусство, музицирование, рисование, гуманитарная деятельность.

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей ..

1 этап

Инструкция: Вам необходимо как бы "примерить" на себя шесть ут­ верждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься кон­ кретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую кон­ кретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двига­ тельных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь рабо­ ту, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует ра­ бота, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интерес­ на эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютер­ ных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кру­ гом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин­ формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочита­ ешь работу, дающую относительную свободу, самостоятель­ ность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во­ ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческо­ го самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (ху­ дожественных, литературных, музыкальных).

2 этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Ря­ дом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке отве­ тов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия соци­ олога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в гра­ фе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель(З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Макси­ мальное количество плюсов указывает на принадлежность к од­ ному из шести профессиональных типов.

/. Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься кон­ кретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый ре­ зультат деятельности. Способности к общению с людьми, фор­ мулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, эле­ктрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и дру­ гие профессии, которые предполагают решение конкретных за­ дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Об­ щение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склон­ ны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими спо­собностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-иссле­ довательского направления: ботаник, физик, философ, про­ граммист и другие, в деятельности которых необходимы творче­ ские способности и нестандартное мышление. Общение не яв­ ляется ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, кор­ректор и другие, направленные на обработку информации, пре­доставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип лично­ сти. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ак­тивны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопе­ реживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способно­ стями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержа­ нием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведе­ ния и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обуче­ ние, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и уме­ ют общаться.

Будучи Руководителем маркетингового подразделения, я неоднократно давала этот опросник новым спецам, которые хотели работать маркетологами-аналитками. Польза для меня: идеально в плане выбора действительно АНАЛИТИКОВ + тех, кому эта работа близка и подходит. Польза для соискателя: люди уходили с четким видением, куда завтра направят резюме - они уже могли примерно увидеть новые перспективы для себя, чтобы работа была бы и денежной, и приятной))).

Предлагаю тебе самостоятельно пройти тест на профориентацию бесплатно и без регистрации!

Итак превосходный тест на профориентацию от Д. Голанда

Это возможность быстро разобраться в своих реальных профессиональных направленностях, понять к чему ты предрасположена больше, а к чему меньше. Тест на профориентацию от Д. Голанда подходит и школьникам, и взрослым спецам, и бабулям, и бизнес-леди, и домохозяйкам - всем!

Ниже будет предложена таблица, содержаща пары профессий. Из каждой пары надо выбрать одну, которая больше нравится. Твое умение выполнять эту работу значения не имеет, просто укажи то, что нравится, не зацикливаясь на принципиальной возможности такой работы.

Запиши на бумаге 42 ответа: номер и буква.

а б
1 инженер-техник инженер-контролер
2 вязальщик санитарный врач
3 повар наборщик
4 фотограф зав. магазином
5 чертежник дизайнер
6 философ психиатр
7 ученый-химик бухгалтер
8 редактор научного журнала адвокат
9 лингвист переводчик художественной литературы
10 педиатр статистик
11 организатор воспитательной работы председатель профсоюза
12 спортивный врач фельетонист
13 нотариус снабженец
14 перфоратор карикатурист
15 политический деятель писатель
16 садовник метеоролог
17 водитель медсестра
18 инженер-электрик секретарь-машинистка
19 маляр художник по металлу
20 биолог главный врач
21 телеоператор режиссер
22 гидролог ревизор
23 зоолог зоотехник
24 математик архитектор
25 работник ИДН счетовод
26 учитель милиционер
27 воспитатель художник по керамике
28 экономист заведующий отделом
29 корректор критик
30 завхоз директор
31 радиоинженер специалист по ядерной физике
32 водопроводчик наборщик
33 агроном председатель сельхозкооператива
34 закройщик-модельер декоратор
35 археолог эксперт
36 работник музея консультант
37 ученый актер
38 логопед стенографист
39 врач дипломат
40 главный бухгалтер директор
41 поэт психолог
42 архивариус скульптор

Теперь ключ к тесту на профориентацию:

Психолог Д.Голланд разработал этот опросник, чтобы была возможность понять, к какому типу профессий ты предрасположен. Всего он выделил 6 типов: Реалистический, Интеллектуальный, Социальный, Конвенциальный, Предприимчивый, Артичтический. Типы надо воспринимать как просто некие определения - все они ни плохие и не хорошие.

Теперь возьми еще листок бумаги и сопоставь результаты с ключом. Удобно написать в столбик названия типов, а справа от них палочками отмечать совпадение результата. Потом посчитай отметки напротив каждого типа. Обычно бывает 1 тип доминирующий, то есть набравший больше всего баллов + 1-2 дополнительных типов. Рекомендуется рассматривать результат как совокупность главного и дополнительных типов.

Вот ключ к тесту на профориентацию:

  • Реалистический тип
    1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
  • Интеллектуальный тип:
    1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
  • Социальный тип:
    2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
  • Конвенциальный тип:
    3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
  • Предприимчивый тип:
    4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
  • Артистический тип:
    5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Как расшифровать результат теста на профориентацию:

Типы профессиональной направленности личности
Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Конкретные профессии
Р Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
И Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи физик, астроном, ботаник, программист и др.
С Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. врач, педагог, психолог и т.п.
К Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.
П Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.
А Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Как было написано выше стоит пристально изучить не только доминирующий тип, но и те, которые встали на 2-е и 3- место. Дж.Голланд дал диаграмму в виде шестиугольника, расположив типы так, что соседние дополняют и больше всего гармонируют друг с другом.

Может получиться 2 варианта:

  • Твои типы лежат по одну сторону диаграммы - выбирай профессии по табличке + основываясь на осознанных увлечениях. Например, у тебя получилось, главный тип - Артистически, а дополнительный Интеллектуальный. А ты еще и классно рисуешь, у тебя хороший вкус. Почему бы не рассмотреть профессию, скажем, веб-дизайнера или дизайнера-конструктора модной одежды, фотограф - тоже круто.
  • Твои типы лежат по разные стороны диаграммы. Выбор осложнится тем, что либо ты очень разносторонняя личность, либо еще нет оформившихся профессиональных предпочтений. В этой ситуации надо пройти дополнительные тесты, а также крепко поразмышлять над своей мотивацией, своими талантами, увлечениями, желаниями по жизни.