Интересные викторины для загородного лагеря. Разработка к экологической викторине в летнем лагере. В поиске сокровищ

Викторина по сказкам

1.Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)

2.Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

3.Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)

4.Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)

5.Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

6.Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)

Назовите заглавие сказок.

1. Ах, отец, я очарован

Незнакомкой молодой.

На балах среди придворных

Не встречал красы такой.

(Золушка)

2.Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи.

(Заюшкина избушка)

3. Бабушка внученьку очень любила,

Бабушка…ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

4.Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

Меня … зовут.

(Дюймовочка)

5. А я родился странной

Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил.

(Чебурашка)

6.Был я в море в бочке брошен

И отцом своим забыт,

Но на остров неизвестный

Был волной морской прибит.

И на острове на том теперь правит…

(Князь Гвидон)

Сказки А.С. Пушкина

1.Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)

2.Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)

3.Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)

4.В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?

5. Кому принадлежал этот предмет? Красивое, наливное, румяное; но от самого маленького кусочка можно было отравиться. (Злой царице из «Сказки о мертвой царевне…»)

6.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)

7.В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)

8.Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.

9. В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)

10. Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)

11.Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)

12.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)

13.В каком стихотворении ученый кот пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)

Викторина по сказкам (doc)

Фирсова Надежда Борисовна,

учитель географии, к.п.н.

Аннотация к проведению викторины по экологии

Проблемы экологии волнуют сегодня каждого из нас. Что едим? Чем дышим? Почему меняется климат? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо знать законы природы и понимать саму природу, как взрослым, так и детям. В связи с этим необходим пересмотр вековой потребительской традиции от «природонакопительства», к гармоничному сосуществованию с природой, к психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде и всегда. Это и составляет основу экологического образования и воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Вполне очевидно, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Находясь летом в загородном лагере вожатым и воспитателям необходимо использовать по максимуму все окружение. При таком подходе загородный лагерь может стать бесценным, верным помощником в деле формирования новой культуры отношения к природе, именно здесь решаются и образовательные проблемы: ненавязчиво расширяется кругозор учащихся, продолжается развитие познавательных способностей детей в изучении природы и её законов. Одной из форм работы по расширению экологического кругозора является викторина.

Викторина - это игра в вопросы и ответы. Ценность викторины состоит в том, что она, помогает выявить знания детей на вопросы определенные темой, а если дети не знают ответы, тогда могут получить необходимую информацию о природе с помощью ведущего педагога. Кроме знаний, во время викторины создаётся благоприятная атмосфера, совместные эмоциональные переживания укрепляют отношения между участниками игры. Каждый участник может проявить себя, показать свои знания, умения, характер. Результат зависит от каждого игрока, его способностей, быстроты реакции, выдержки, дисциплинированности. Удовлетворение, полученное от игры, создает комфортное настроение и усиливает желание изучать природу.

Организация викторины включает в себя несколько этапов:

1 этап. Подготовка команды. Ребята знакомятся с окружением лагеря. В библиотеке и Интернете просматривают источники информации о растительном и животном мире.

2 этап. Воспитатель составляет вопросы и разрабатывает задания.

3 этап. Формирование жюри.

4 этап. Проведение викторины.

5 этап. Подведение итогов. Награждение.

Правила игры. Команды отвечают на вопросы по очереди, причём, на вопрос отвечает каждый участник команды без обсуждения, самостоятельно. Если ответа нет, то команда советуется и даёт правильный ответ. Если ответ неверный или оказался трудным, то возможность получить балл правильного ответа передаётся участнику следующей команды. То есть у каждого ученика есть возможность набрать большее количество баллов правильных ответов (максимальное количество баллов за правильный ответ 3). Если команда не даёт правильный ответ, то вопрос переходит к другой команде.

Результаты игры. В результате игры определяется команда — победитель, которая больше набрала баллов и игроки - победители (3 человека), которые набрали максимальное количество баллов за правильные ответы. Команда награждается грамотой и сладким призом, игроки - победители (3 человека), ценными призами и грамотами.

Таким образом, экологическая викторина в лагере, способствуют развитию познавательных интересов и активизации природоохранной деятельности учащихся, формированию экологической культуры поведения в природе.

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Цель викторины :

1. Расширить знания школьников о природе родного края.

2. Развивать интерес учащихся к изучению окружающей их природы.

3. Способствовать формированию экологической культуры поведения в природе, воспитанию патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

Оборудование: компьютер, экран, фото природы.

  1. Вступительное слово ведущего

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

(В. Орлов)

Добрый день, сегодня в нашем лагере проводится викторина по экологии, мы узнаем самых лучших знатоков природы нашего лагеря и нашего края. Напомним правила игры. В команде по 5 человек. Команды отвечают на вопросы по очереди, причём, на вопрос отвечает каждый участник команды без обсуждения, самостоятельно. Если ответа нет, то команда советуется и даёт правильный ответ. Если команда не даёт правильный ответ, то вопрос переходит к другой команде. У каждого участника есть возможность набрать большее количество баллов за правильные ответы.

2. Представление команд и жюри

3. Викторина

Вопросы викторины

Вопросы для 1-й команды

Вопросы для 2-й команды

1 тур. Разминка. Отгадайте загадки, за каждую -1 балл. Команды по очереди отгадывают загадки.

Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна

Одежда зелена (берёза)

Прямо в небо рвутся, ввысь

Ты внимательно всмотрись

Не берёзы, не осинки

Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)

Травка та растет на склонах

Запах крепок и душист

А её цветок и лист нам с тобой идет на чай

то за травка отгадай. (душица)

И матушка родная

И мачеха злая

Бок о бок живут

Через стеночку. (мать и мачеха)

Видел я такой цветок

Золотистый ободок

Долго он в траве сидел

Стал седым и улетел. (одуванчик)

С синевою неба дружат эти милые цветы

Маленькие, нежные, прямо у воды

Их увидишь, не забудешь

Ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

Не береза, не сосна

В тишине стоит она

Но лишь ветер пробежит

Вся листва на ней дрожит. (осина)

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит, трещат морозы

Ну а ягоды вкусней. (рябина)

Летом знойным зацветает -

Сразу пчёл к себе зовет

Светлых цветочков вкусен нектар

Кто ж это дерево узнал? (липа)

Осень тихая настанет

Дивным дерево то станет

Листья - звезды яркие

Золотые, жаркие. (клен)

2 тур. Знаешь ли ты этих животных?

Какие животные спят с открытыми глазами? (рыбы, змеи)

Какая рыба называется именем человека? (карп)

У кого уши на ногах? (кузнечик)

Сколько ног у паука? (8 лапок)

Деревенский будильник (петух)

Где живут и чем питаются ежи? (в лесу, строят гнезда, мыши, насекомые, грибы, яблоки….)

Почему муравья называют силачом? (поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)

Каких зверей называют косолапый, сохатый, серый? (медведь, лось, волк)

Чем полезны Божьи коровки?

(Взрослый жук за день съедает 100 - 200 тлей, личинки в десять раз прожорливее клещей)

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (воробей)

3 тур. Знаешь ли ты эти растения? Команды по очереди дают ответы на поставленные вопросы. За правильный ответ 2 балла

Какая трава самая горькая? (полынь)

Какие сладости дарит нам лес? (земляника, черника, брусника, малина, смородина…)

Какое дерево в России цветет позже всех? (липа)

Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (ель)

Какие растения останавливают кровь? (подорожник…)

Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)

Какие дикорастущие растения — заменители овощей вы знаете? (одуванчик, крапива, щавель, головки клевера, корни лопуха, кислица обыкновенная…)

Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (лиственница)

Назовите деревья и кустарники, растущие в окрестностях лагеря (побеждает та команда, которая скажет последняя)

4 тур. Конкурс «Что, где, когда?» Команды по очереди дают ответы на поставленные вопросы. За правильный ответ 3балла

Весной или летом цветет сирень? (Весной. Массовое отцветание обыкновенной сирени фенологи считают признаком наступления лета)

Какой лес шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В лиственном лесу слышен шелест. Вызывается он трением отдельных листьев друг от друга. А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветви и иголки хвои, при этом за ними образуются маленькие вихри, издающие слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)

Почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна - светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушка зеленеет потому, что получает больше света)

Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью, т. к. является светолюбивым растением)

Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья? (Нет: в дуплах деревьев гнездятся насекомоядные птицы и летучие мыши, уничтожающие насекомых - вредителей леса)

Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Потому что они моложе.)

Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко колется вдоль? (Когда мы рубим полено поперек, нам приходится рассекать стенки сосудов, а когда вдоль - мы отделяем одну группу сосудов от другой)

Какая древесная порода занимает наибольшую площадь в лесах нашей страны? (Хвойные породы - 78%, площадь лиственных лесов составляет около 22% площади лесов нашей страны)

У какой земляники плоды будут слаще: у растущей под деревьями или на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара идет только на свету. При недостатке света сахара в плодах меньше. Поэтому у земляники на открытой поляне плоды будут слаще)

В состав букета вошли растения, сорванные на сыром и в сухом месте. Какие растения увянут быстрее и почему? (Быстро увянут растения с сырого места, так как при широкой пластинке листа и тонкой кожице они быстро потеряют много влаги при испарении)

5 тур. Конкурс « Кто больше?» Напишите за одну минуту как можно больше ответов на вопрос: «Что делать, если вы на природе, а у вас нет аптечки и умывальных принадлежностей?

За каждый ответ 2 балла

Что делать, если вы на природе , а у вас нет аптечки и умывальных принадлежностей?

1.Белый торфяной мох сфагнум способен заменить вату, а отчасти и йод. Его так и называют «болотной ватой».

2.Для удаления впившегося в кожу клеща можно воспользоваться обычной ниткой или леской. Сделайте из нее петлю и «накиньте» ее на насекомое. Петля затягивается у места внедрения клеща и вытягивается вместе с ним.

3.Для устранения боли от натертых мозолей необходимо наложить на больное место несколько листьев подорожника, сложенных вместе.

4.В полевых условиях вместо мыла можно использовать корневище папоротника-орляка. Оно содержит много калия и хорошо мылится. Вместо мыла можно использовать и внутреннюю часть гриба-трутовика.

5.Почистить зубы, не прибегая к помощи зубной щетки, тоже возможно. Необходимо взять толстую березовую щепу, один конец которой обработать так, чтобы он принял плоскую форму, стал гибким и упругим. Березовая щетка хорошо чистит зубы, массирует их и оставляет приятный привкус дерева во рту.

4. Подведение итогов, награждение команд.

Литература:

  1. Биология. 6 - 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания)/ сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005. - 154 с.
  2. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В. Добрецова. - М.: Агропромиздат, 1988. - 239 с.
  3. Селищев Е.Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке / Е.Н. Селищев. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002. - 240с.

Интернет ресурсы:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

(Идея игры подсказана программой лагеря Орловской областной пионерской организации «Орлята».)

Игра направлена на то, чтобы научить ребенка принимать решения в нестандартной ситуации, анализировать развитие ситуации, находить выход из создавшейся ситуации. Кроме того, игра направлена на активизацию познавательной деятельности и на реализацию интереса ребенка к приключениям.

Игра может быть разбита на два этапа.

Первый этап - подвижный. Команды состязаются в ловкости, сноровке, физической силе, умении помогать друг другу. Это могут быть различные поединки: подъем по канату, бросание веревки на точность, толкание камня на дальность, развязывание связанного товарища на время и т. п.

Второй этап - сюжетно-ролевой. Участники попадают условно к героям книг и фильмов:

· «Семнадцать мгновений весны»;

· «Робинзон Крузо»;

· «Робин Гуд»;

· «Маугли»;

· «Граф Монте-Кристо»;

· «Три мушкетера»;

· «Остров сокровищ».

Но попадают не просто к героям, а в сам сюжет книги или фильма или на место того или иного героя. Возможно, что развитие событий домысливается или придумывается участниками игры. Главное, чтобы неизменными остались эпоха, суть происходящего в книге или фильме и приключения или хотя бы подготовка к ним.

Каждый герой должен быть одет соответственно своей роли, должен встретить участников игры определенным монологом, ввести в курс происходящего, попросить помощи и т. п. Короче говоря, герой должен смоделировать ситуацию из фильма, а участники игры должны продемонстрировать способ выхода из нее. Либо герой должен проверить, насколько играющие готовы к той или иной ситуации.

Возможные следующие варианты:

«Семнадцать мгновений весны»

Герои - Штирлиц, гестаповцы и другие.

Можно имитировать захват в плен всех играющих или одного из них. В первом случае все сочиняют легенду для своего освобождения, или готовят план побега, или придумывают что-то еще. Во втором случае - придумывают план освобождения товарища. Если герой - Штирлиц, то он, боясь провала, просит заменить его на каком-то задании, а для этого проверяет, кто из играющих готов стать разведчиком, и проводит тесты на внимательность, умение сочинить «легенду», переодевание.

«Робинзон Крузо»

Герой - Робинзон.

Предлагает помочь ему построить из подручных средств жилище, из предложенного набора различных вещей сделать что-то полезное для жизни на острове, придумать и продемонстрировать способ защиты от диких животных. А возможно, он примет играющих за туземцев и попытается научить их своему языку, а игроки должны будут добросовестно сыграть эту роль и рассказать о своем племени.



«Робин Гуд»

Герои - Робин Гуд и кто-то из его друзей-лучников.

Они могут попытаться захватить игроков, приняв их за богатых феодалов, тогда играющие должны доказать, что это не так, а доказав, могут быть приняты в отряд Робин Гуда, но пройдя для этого определенные испытания - стрельба из лука, владение мечом, умение прятаться в лесу и т. п.

«Маугли»

Герой - Маугли.

Предлагает придумать и продемонстрировать способ борьбы с обезьянами, преодолеть препятствие с помощью «тарзанки», проверить способность играющих к жизни в диком лесу различными заданиями: как практическими, так и теоретическими. Также может принять играющих за посланцев Шер-Хана и потребовать их доказать, что это не так.

«Граф Монте-Кристо»

Герои - граф Монте-Кристо, пока еще узник замка Иф, и стражник замка.

Герой удивлен, что в его камере появляются еще пленники замка, и предлагает им бежать так же; как он, спрятавшись в мешки. Может быть даже проведен небольшой конкурс, все участники по очереди прячутся в мешок, а рядом стоят мешки, набитые чем-то еще, и стражник угадывает, в каком из мешков человек. Таким образом узнается - кто сможет бежать из замка, а кто - нет. Также может предложить придумать другой вариант бегства из тюрьмы. А еще может предложить помочь расшифровать записку о спрятанных сокровищах.

«Остров сокровищ»

Герои - Сильвер, Бен Ганн, капитан Смоллетт и другие.

Здесь все зависит от фантазии и места проведения игры. Можно оказаться в плену у пиратов и переправлять под их руководством сокровища на корабль, можно разрабатывать план захвата форта, расшифровывать карту, а можно и стать участником штурма форта на той или иной стороне, также можно по условным знакам или запискам искать сокровища, попадая при этом в самые разные приключения.



«Три мушкетера»

Герои - мушкетеры, гвардейцы кардинала.

Мушкетеры могут предложить перейти на их сторону для борьбы с гвардейцами, но для этого устроить экзамен на владение шпагой - тушение шпагой свечей, попадание шпагой в цель с закрытыми глазами и т. п.

По окончании игры можно выбрать лучшего разведчика, лучника, сочинителя, туземца, Робинзона, мушкетера и т. п. Закончить игру можно викториной на лучшего знатока фильмов.

ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

Например:

Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за как можно более короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

Другой вариант:

На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему.

Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра, с таким учетом, чтобы дети не заблудились.

ЭКОЭСТАФЕТА

Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:

2. Мир насекомых.

3. Красная книга (охраняемые растения).

4. Деревья-великаны.

5. Лесное кафе (съедобные растения).

Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:

· находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают;

· записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные);

· записывают названия и примерный размер крупных деревьев.

Эстафета может проходить поэтапно. Там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее - дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти, и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.

ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ

В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и т. д. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети - они могут быть различными «представителями» природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе.

Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животных; следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому читателей.

Директор издательства: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

ЭНДЕМИКИ И РЕЛИКТЫ

Справка (энциклопедический словарь): Реликты - это виды растений и жи­вотных как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.

В начале игры надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться также и на уроке экологии, занятии экологического кружка и т. п.

Команды состоят из представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т. п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в пер­вую очередь для растений, затем для животных. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать «себя». Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа – 0.

Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

ЗООГЕОГРАФИЯ

В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, сами участники либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своём животном либо неправильно назвал материк или страну, - выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы, т.е. материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечет за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет за­острить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. В зависимости от того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце суда, обязательно аргументируя его.

Процесс, например, может проходить следующим образом:

Обвинитель - природа - говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения. Рыбы рассказывают о том, как они погибают. Растения, птицы - о невозможности дышать воздухом, загрязненным ядовитыми веществами. Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты защищаются. Например: писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги; директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей; автовладелец - о необходимости транспорта как средства передвижения человека; охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

· охотника сделать директором зверофермы - он не будет убивать диких животных в лесу, а будет разводить их для своих нужд.

· директору ТЭЦ предложить перейти на другую энергию - солнца, ветра.

· автовладельцу перейти на газ и т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьезной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428, Москва, ГСП-4, Гринпис России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН

Подготовка к игре: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах - до 8 человек.

Материальное обеспечение: жетоны зеленого, красного и синего цвета, маршрутная карта, призы.

Описание игры

Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своей). При прибытии на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов.

При правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию.

При неправильном ответе команда получает красный жетон и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зеленый жетон, либо поработать на благо Земли. За работу дается синий жетон, и за него выкупается карта.

Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах.

Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы еще раз. По окончании игры команды сдают жетоны, и оп­ределяется победитель.

Варианты станций и заданий

(звездочкой отмечены правильные ответы)

Станция «Птицы»

Наука, изучающая птиц, называется?

  1. Кинология
  2. Орнитология*
  3. Энтомология

Какая птица выводит птенцов зимой?

  1. Филин
  2. Клест*
  3. Стриж
  4. Стерх

Какая птица летает на высоте до 4500 метров?

  1. Ворона
  2. Журавль*
  3. Голубь
  4. 4. Орел

Какая птица умеет бегать под водой?

  1. Чайка
  2. Гагара
  3. Оляпка*
  4. Зимородок

Станция «Насекомые»

Назовите самого крупного паука.

  1. Птицеед*
  2. Каракурт
  3. Тарантул

Кто слышит ногами?

  1. Сверчок
  2. Таракан
  3. Кузнечик*

Какая из этих бабочек самая маленькая?

  1. Моль*
  2. Стеклянница
  3. Шелкопряд

Станция «Грибы»

Назовите самый ядовитый гриб.

  1. Мухомор
  2. Бледная поганка*
  3. Желчный гриб
  4. Сатанинский гриб

Какой из этих грибов является пластинчатым?

  1. Рыжик*
  2. Белый гриб
  3. Подберезовик

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

  1. Подберезовик
  2. Опенок*
  3. Груздь

Станция «Воздух»

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?

  1. Кислород
  2. Углекислый газ*

Станция «Лес»

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

  1. Для красоты
  2. Для очищения воздуха*
  3. Для того, чтобы селились птицы и животные
  4. Для дров

Какое дерево дольше живет?

  1. Береза
  2. Осина

На вырубках раньше всех вырастает

  1. Береза*
  2. Сосна

Станция «Вода»

Наиболее загрязненное озеро?

  1. Глухое
  2. Яльчик *
  3. Конан-ер

Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

  1. Каспийское
  2. Азовское
  3. Аральское*

По какому животному можно определить чистоту озер и рек?

  1. Лягушка

Станция «Животные»

У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

  1. Хамелеон*
  2. Крокодил
  3. Черепаха

Самое большое животное республики Марий Эл?

  1. Кабан
  2. Медведь
  3. Лось*

Какой зверек все зиму спит вниз головой?

  1. Летучая мышь*
  2. Барсук

Станция «Земля»

Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?

  1. Засыпать землей
  2. Посадить на склонах деревья*
  3. Делать в них свалки

Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много

  1. Минеральных удобрений*
  2. Органических удобрений

Когда проводится День Земли?

  1. 19 мая
  2. 8 марта
  3. 22 апреля*
  4. 1 мая

КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ

Данная игра дает возможность детям самим найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.

Игра командная, состав команд – 4-6 человек, играть могут одновременно 2-4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей (конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники), а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.

В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.

Задание 1

Командам предлагается защищаться. Ведущий говорит, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд. Например:

· первая команда - совы,

· вторая команда - лисы,

· третья команда - мыши,

· четвертая команда - медведи.

Следующие жалобы:

· На сов жалуются мыши: пернатые хищники ночью нападают на них.

· На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.

· На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.

· На медведей жалуются дикие пчелы: медведи поедают их мед.

Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.

Задание 2

Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.

Могут быть следующие задания:

1 команда - люди жалуются на комаров, мышей и т. д.

2 команда - овцы жалуются на людей, волков, собак.

3 команда - медведи жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т. д.

Задание 3

Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами. Например, 1 команда жалуется на 2, 3, 4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.

Задание 4

Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют: на кого и на что он может жаловаться.

Например:

· комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь;

· полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.

Задание 5

Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать, как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.

Например:

Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди, могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.

Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.

Задание 6

Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать: кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьев и т. п.

Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что все в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.

И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т. п.

Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!

В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.

В игре принимают участие команды по 5-6 человек, команд может быть 2-3.

Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6-8.

Возможные варианты этих категорий:

  1. Птицы.
  2. Звери.
  3. Лекарственные травы.
  4. Браконьеры.
  5. Грибы.
  6. Насекомые.
  7. Не навреди.

Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбира­ют себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов.

В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения «берендеев», дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете. Примерные задания и вопросы:

Птицы

  1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)
  2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
  3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.
  1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
  2. От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев.)
  3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья.)

Звери

  1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю они погибнут.)
  2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом.
  3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.

Лекарственные травы

  1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину.)
  2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз.)
  3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник.)

Браконьер

  1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится.)
  2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах.)
  3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса.)

Грибы

  1. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери.)
  2. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)
  3. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только тогда, когда в лесу много влаги.)

Насекомые

  1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых-вредителей.)
  2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него.)
  3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
  4. Почему нельзя ловить жуков-оленей? (Они стали редкими насекомыми.)

Не навреди

  1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо.)
  2. Почему нельзя рвать первоцветы -г подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу.)
  3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)

РАДУГА

Участники игры

2 команды по 5-6 человек из учащихся 5-7-х классов.

Описание игры

Вкачестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители: Старичок-Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.

Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет - шишку, лист дерева и т. д.

Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.

  1. Старичок-Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки. Например, на темы: «Осторожно, первоцветы!», «Внимание, муравейник!», «Рубить деревья запрещено» и т. д.
  2. Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.
  3. Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т. п.
  4. Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей: надо определить, какие снасти - браконьерские.
  5. Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
  6. Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу.
  7. Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.

Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и

о своих друзьях: Бабочка о цветах, Дятел о птицах, Водяной о рыбах и т. д. Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных.

Примерные вопросы

  1. Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
  2. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
  3. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
  4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)
  5. Сколько лет живет брусника? (300 лет.)
  6. Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
  7. Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)
  8. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
  9. Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
  10. Растет ли дерево зимой? (Нет.)

А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях. Например: «В лесу родилась елочка...», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...», «Во поле березонька стояла...»

Мизулин СВ.,

аспират, кафедра теории и истории педагогики. г. Кострома

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Викторина в летнем лагере «В гостях у сказки»

Цель: вовлечение младших школьников в мир литературы народной и зарубежной, и сопоставление своих знаний с достижениями других участников.
Задачи:

1. Закрепить знания по сказкам.
2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь
3. Воспитывать интерес к чтению, дружбу.
Оборудование:

сказочные предметы(аленький цветочек, золотой ключик, волшебное зеркальце, горошина, мед, туфелька, красная шапочка,), иллюстрации к сказкам (раскраски), бумага, карандаши, музыкальное сопровождение.
ХОД ВИКТОРИНЫ

Организационный момент:
Ведущий 1:
Велика Земля планета,
И не счесть на ней чудес.
Говорят, что даже где-то
Есть один волшебный лес.
Все берёзы там в серёжках
И не страшные ничуть,
Там изба на курьих ножках
Приглашает отдохнуть.
Ведущий 2:
В этом сказочном лесу
Чудо-кони пьют росу,
Распевают чудо-птицы,
Чудо-озеро блестит,
И, конечно, в нём резвится…
Чудо-Юдо рыба-кит.
Ведущий 1:

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
А сейчас каждый из вас по очереди вытащит жетоны зеленого и синего цветов, таким образом, мы сформируем команды.

Каждая команда выберет капитана, придумает девиз и название. (Приветствие команд)
Ведущий 2:

Приглашаем вас в мир сказок! Все любят сказки и дети и взрослые. А чему учат нас сказки? (ответы команд) Молодцы! Так давайте узнаем кто же знает сказки лучше? Начинаем нашу викторину!
1. Конкурс «Разминка»

(ответы к вопросам сопровождаются иллюстрацией к правильному ответу)

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?(Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
- В одной из русских сказок царь отправил сыновей за молодильными…(яблоками)
- Это растение помогло принцу отыскать настоящую принцессу (горох)
- В сказке «Дюймовочка» мать героини купила у колдуньи волшебное зернышко. Какое?

(ячменное)
- Чебурашка плыл на корабле в ящике с… (апельсинами)
2. Конкурс «Угадай, из какой сказки предмет»
Из мешочка участники команды по очереди достают предметы и пытаются угадать из какой сказки предмет.
- Мед (Винни Пух…)
- Аленький цветочек (Аленький цветочек)
- Ключ (Буратино)
- Красная шапочка (Красная шапочка)
- Волшебное зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- Горошина (Принцесса на горошине)
- Яйцо (Курочка-ряба)
- Цветик – семицветик (Цветик-семицветик)
- Туфелька (Золушка)
3. Конкурс «Кто быстрее»

Участникам команд задаются вопросы. Чья команда быстрее ответит на заданный вопрос.
1. Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого.)
2. Какого цвета была борода у известного сказочного злодея? (Синего.)
3. Какого цвета платье подарила Золушке Фея? (Белого.)
4. На облаке какого цвета летала по городу Снежная королева? (Черного.)
5. У какого волшебного цветка лепестки были всех цветов радуги? (Цветик-семицветик.)
6. Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла)
7.Что любит Винни-Пух? (Мед)
8.Чем угощали сестрицу Аленушку и братца Иванушку в сказке «гуси лебеди»? (Яблоками, пирожком, молоком и кисельком)
9. Чем угощал журавль лису в сказке «Как аукнется, так и откликнется» (Окрошкой)
10.Что сварил солдат из топорпа? (кашу)
11. Что приказал царь испечь невестам своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» (хлеб)
12. Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)
13. Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)
14. Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)
15. Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)
16. Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)
17. Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)
4. Конкурс «Угадай сказку по иллюстрации»
Ведущий показывает иллюстрацию, а команды угадывают из какой сказки этот эпизод: «Лиса и журавль», «Конек-горбунок», «Кот в сапогах», «Русалочка», «Шрек», «Незнайка», «Король лев», «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Золушка», «Волшебник изумрудного города», «Алиса в стране чудес», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения поросенка Фунтика», «Гарри Поттер и тайная комната»,»Чипполино», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Гулливера», «Мойдодыр»..
5. Конкурс «Сказочные имена»

    Этот герой попал на Луну зайцем. (Незнайка)

    Какого героя авиакомпания приняла за иностранный спутник-шпион? (Карлсона)

    Как звали братьев Гримм? (Якоб и Вильгельм.)

    Как звали сестру Белоснежки? (Краснозорька.)

    Кому непременно надо было попасть в Лимпопо?(Айболиту)

    Волшебника Изумрудного города Гудвина на самом деле звали…(Джеймс.)

6. Физминутка «Давайте отдохнем!»

Под музыкальное сопровождение все дети танцуют флешмоб
7. Конкурс «Художники»
Каждая команда рисует иллюстрации к сказкам, а соперники должны угадать название сказки.
8. Конкурс «Продолжи сказку»
- Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка…

Подошли зайчик и петух к избенке:
- Кукареку! Несу косу…
(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!)

Прискакала к терему лягушка – квакушка и спрашивает:
- терем – теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка – норушка! А ты кто?
- А я …

9. Конкурс «Угадай сказку»
В1: Сказки просят
- А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка)

Отворили дверь козлята,
И пропали все куда – то! (Волк и 7 козлят)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка,
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)
Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
Сейчас потолкуем о сказке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый…….(доктор Айболит)
Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка…ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка)

А я родился странной
Игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приветил
А это был, ребята,
Гена крокодил.
(Чебурашка)

Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове на том теперь правит…
(Князь Гвидон)
10. Итог
В1: А теперь огласим результаты нашей викторины!
Оглашение победителей, вручение дипломов 1 и 2 место.

1-2 человека, награждаются грамотами за лучшую иллюстрацию к сказке «Юный художник».
В1: «Говорят, что сказки не бывает…
Ты не верь! Кто так тебе сказал?
Тот, кто вырос, напрочь забывает,
Как когда-то в детстве он мечтал.

Говорят, что нет чудес на свете.
Врут! Поверь, бывают чудеса!
Главное лишь верить в них, как дети,
И они тебя не медля посетят.
В2: Кто не верит, тот живёт напрасно,
Жизнь свою растрачивая зря.
Потерять надежду есть опасность.
Ты ведь знаешь, знаешь… я права

В общем верь и будет всё, как прежде!
И к тебе придёт надежда вновь.
Ну а там, где вера есть с надеждой,
Там живёт, конечно, и любовь!»