Калим калиныч словесные живописные портреты русских крестьян. И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир. Другие сочинения по этому произведению

Сочинение

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
. Словесные дидактические игры в детском саду Выполнила: учитель-логопед 1квалификационной категорииШашерина Г.П. Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры – потешки «Ладушки», «Сорока – воровка», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например: «Каравай», «Гуси – гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании. Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Краски», «Море волнуется», «Свети – свети ясно» и прочие. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов. Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют словесные дидактические игры. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса развитие связной речи С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.Основная цель словесных игр для малышей – развивать речевую активность, умение соотносить действия со словом потешки, стихотворения, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь. Так, для того, чтобы приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы, улавливать ритм, упражнять в правильном звукопроизношении и выразительном чтении можно проводить такие словесные игры как: Ладушки, Сорока, Коза рогатая, Заинька, Петушок, Хохлатка. Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы. Учит детей по громкости определять, кому принадлежит голос. Например – взрослому животному или его детёнышу. Игры и упражнения с детьми раннего возраста«Что это? Кто это?» , «Где?», «Целое и части» и др.Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков«Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др.Используйте звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи;машина гудит - би-би-би;лягушка квакает - ква-ква-ква;молоток стучит - тук-тук-тук;дудка дудит - ду-ду-ду;покатаемся на лошадке - но-но-но;малыш смеётся - ха-ха-ха;звонок звенит - динь-динь. Словесная дидактическая игра «На птичьем дворе»Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д.Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»!А как Петя – петушокРано – рано поутруНам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.Необходимо использовать игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух -, а также трёх-, четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Угадай, что звучит. Чудесный мешочек. Магазин. Возьми игрушку.Скажи, как я.Цель: учить детей говорить громко, тихо, шёпотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесённых слов).Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик». Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. «Угадай игрушку», «Назови как можно больше предметов», «Скажи, какой?», «Кто больше действий назовёт?» и др. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.В этом разделе и предлагается ряд таких игр, многие из них народные, известные воспитателям с детства, как «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и др.Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей. На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребёнок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм, поэтому необходимы такие словесные игры.Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:«Узнай по описанию», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Кафетерий», «Ателье», «Петрушкины команды», «Вы хотите? – Мы хотим», «Прятки», «Почтальон принёс открытки» и др.Игры на словообразование:«Страшный зверь», «День рождения Пуха», «Что за животное?», «Магазин посуды», «Чьё, чьё? Моё!» и др.Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:«Что мы делали», «Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что делает Буратино?», «Найди ножку», «У кого такой предмет», «Бывает – не бывает», «Какая, какой, какое?» и др. Речевые ситуации. Они не дают готовый ответ, а побуждают к активизации знаний, представлений, заставляют совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).«Скажи наоборот», «Кто внимательный?», «Назови ласково», «Что умеют делать звери?», «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает другое слово?», «Помоги Петрушке выбрать слово», «Скажи наоборот», «Расколдуй картинку», «Дополни предложение», «Исправь ошибку Незнайки», «Подбери словечко» и др. Словесные игры.Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др. 3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др. 2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Они учат детей слушать, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. Общие методические советы по проведению словесных дидактических игр 2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад. «Дети, хотите поиграть?» или: «Ребята, давайте поиграем!» - предлагает он. Если надо играющих разделить на две группы, по считалочке выбирают двух вожаков.Считалочка используется также при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.). Считалочка вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость. 3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, ломать голову, так и в широком использовании игровых элементов: считалочки, сговора, соревнования, разыгрывания фантов и т. д. 4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного; в этом случае используют брошенный мяч, считалочку, переданный предмет. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и средне­го возраста. Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения. 5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях. Воспитатель сам может придумывать различные варианты, зная, какие у детей сформированы представления, умения. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. 6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож - не похож», «Где был Петя?». «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например: познакомив детей с овощами, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки - корешки».В таких играх принимают участие все дети. Но чаще всего следует проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных с менее активными. Последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.Можно использовать словесные игры и в часы развлечений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.Любая дидактическая игра содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о её правилах. Объяснение правил - первый этап в обучении детей путем дидактической игры. От того, насколько чётко правила будут объяснены, зависит успех игры.В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что, если они не будут выполняться, игра прервётся. Желаю вам дальнейших успехов в работе!. Используемые материалы:1.А.К.Бондаренко.»Словесные игры в детском саду».2.А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»3.Интернет-ресурсы. detsad-kitti.ru .images.yandex.ru

7 ПЕРВЫХ ПАРНЕЙ ИЗ ДЕРЕВНИ НА ПОРТРЕТЕ

Простой мужик — на парадном портрете. Художники дали возможность спустя века увидеть представителей мужского рода России такими, какими они были по своей сути.

Иван Крамской. Портрет крестьянина. 1868

Несмотря на то, что Крамской был портретистом интеллигентного слоя русского общества и рисовал самых популярных и уважаемых на тот момент деятелей вплоть до императора, в свою галерею «лучших людей» он включил и этого крестьянина. Художник, разглядев в нем самобытность и силу личности, исполнил его портрет с торжественностью, свойственной парадным портретам «великих людей». Его «Крестьянин» — это своего рода исследовательская практика: желание понять — из каких первоэлементов складывается национальный характер, национальная психология.

Николай Ярошенко. Крестьянин. 1879

Ярошенко - военный по образованию и по службе, горячо любил искусство, особенно пафосно-трагическую его сторону. Вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся с жанровыми картинами. В крестьянских лицах он всегда мог найти то, что искал для вдохновения — чистую эмоцию, реалистичность, строгость, глубину и историю простого человека. На картинах его герои попадают в самые жесткие жизненные ситуации — от тюрьмы до похорон, — и понятно становится, что только сильный и смиренный крестьянин может пережить то, что хочет показать Ярошенко.

Виктор Васнецов. «Портрет крестьянина И. Петрова». 1883

Изображенный здесь крестьянин Иван Петров Владимирской губернии послужил прообразом Ильи Муромца, героя легендарной картины Богатыри. Васнецов сделал этот этюд в 1883 году, а самих богатырей закончил в 1898 году.

Илья Репин. Голова крестьянина. 1882

Репин немало прожил в деревне и хорошо представлял и деревенскую жизнь, и деревенские нравы. Поэтому на этюде, в котором он работал над головой сельского старосты, художник изобразил человека открытого, с крутым нравом, непримиримого и жесткого. У него строгий пронзительный взгляд из-под насупленных бровей, приподнятая вверх голова, узкие поджатые губы, прячущиеся под пышными усами. Это еще нестарый человек - об этом говорят его каштановые пышные волосы без седины, подбородок выбрит. Лицо с грубой кожей сурово, оно заострено и покрыто морщинами, как у тех, кто работает в поле.

Филипп Малявин. Портрет бородатого мужчины в тулупе

Даже изображая крестьян, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой красочных пятен. Он добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ‒ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности.

Зинаида Серебрякова. Портрет крестьянина И.Д. Голубева. 1914

Урок литературы в 6в классе по ФГОС

И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,

их портреты, рассказы, духовный мир.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг»»; эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).

Интернет-ресурсы: к уроку литературы иллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» - режим доступа: http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html

Основные понятия и термины: портрет в литературе.

Сценарий урока.

    Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

    (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний вечер.

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

    Определение темы и целей урока.

Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное ).

Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью ).

Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность ).

Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3. Знакомство с темой урока. (слайд №2).

Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет )

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

    Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

    У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

    Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

    Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры )

2. (Слайд №4)Инсценирование отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)

Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?

Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья )

3. (Слайд №5)Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

Что же вы услышали из уст мальчишек?

Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».

5. Презентация и защита собственных иллюстраций.

III. (Слайд №6)Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)

Что нового вы узнали на уроке?

Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?

(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).

А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную), заполните лист самооценки.

Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Домашнее задание.

    Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

    Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Федя

Павлуша

Ваня

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.

Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».

Короткий вопрос – быстрый ответ.

Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

Кто был назван трусишкой? (Костя)

Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

Как звали слободского плотника? (Гаврила)

Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

Почему не кричит леший? (он немой)

Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

Как звали сестру Вани? (Анюшка)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

(1)

Другая категория лиц, обрисованных Тургеневым в «Записках» — крестьяне, которые должны тянуть лямку крепостничества. В этом случае автор показал русскому обществу новый мир во всей его наготе, мир людей, на труде которых зиждилась могущественная Россия.

Типы мужиков, нарисованных автором, являются бедными, неопрятными, беспечными и ленивыми. Но как только они выбиваются из своего бедственного положения, они становятся трудолюбивыми хозяевами. Будучи недалеким и простоватым с виду, мужик на деле оказывается хитрым. Мужик флегматичен, но в то же время упрям, груб, а иногда и жесток. Если ему удается добиться более высокого положения, мужик нередко гордо и даже с презрением относится к меньшему брату, но к барину постоянно питает благоговение и всегда высказывает рабскую покорность. Правда, невежество и наклонность к пьянству доводят его до гибели, однако он равнодушен ко всему: к своему и чужому горю и даже к смерти. Но в мужике легко можно заметить и симпатичные стороны «скрытой добродетели», поэтому он возбуждает сочувствие, жалость.

Тургенев отлично понимал, почему так, а не иначе складывался характер мужика, а потому его произведение послужило ярым протестом против крепостного права, против деспотического отношения помещиков к крепостным, против ненормального положения крестьянина и, главным образом, против распространившегося мнения, что мужик не способен чувствовать, что он — не человек. Некоторые крестьяне добились сравнительно лучшего материального положения и сделались вполне зажиточными хозяевами. Это крестьяне-практики, такие как Хорь в рассказе «Хорь и Калиныч» и Николай Иванович, герой рассказа «Певцы».

О Хоре Тургенев отзывается следующим образом: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; он … обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями; Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное, Хорь насквозь видел г-на Полутыкина … Калиныча любил и оказывал ему покровительство … говорил Хорь мало, посмеивался и разумел про себя … » Сам барин называет Хоря умным мужиком; и действительно, он оказываетcя дальновидным человеком. Хорь ясно сознает, что ему лучше быть вдали от барина и, благодаря своей находчивости и здравому смыслу, получает позволение поселиться в лесу, на болоте. Хорь вполне убежден, что барин мечтает исключительно о том, чтобы получить с него как можно больше оброку, и Хорь исправно вносит помещику по сто рублей в год. Промышляя «маслишком и дегтишком», Хорь скопил деньжонки, но на волю не выкупается из-за особых расчетов.

Он полагает, что ему выгоднее быть за барином, «попадешь совсем в вольные люди — тогда кто без бороды живет, тот и будет Хорю набольший». Следует заметить, что Хорь не любит высказывать своих мнений о свободе, и автор говорит про Хоря: «Крепок ты на язык и человек себе на уме». С презрением он смотрит на женщин, которые, по его мнению, должны быть постоянно в полной зависимости от мужчин. Отличительной чертой Хоря является его отношение к барину-помещику. Он как будто сознает несправедливость ненормальных отношений между барином и мужиком.

Так, Хорь спорит с Калинычем, доказывает ему, что барин должен дать Калинычу на сапоги, так как постоянно тот таскает его на охоту. К автору рассказа Хорь в разговоре относится как-то снисходительно-иронически. «А что, утебя своя вотчина есть?» — Есть. — «Что же, ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» .; Живу. — «А большей, чай, ружьем пробавляешься?» — Признаться, да. — «Хорошо, батюшка, делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов, да старосту меняй почаще». Вывод Хоря очень прост: барину живется очень легко на свете; ему делать нечего, так как за него другие делают; пусть себе забавляется.

Ярким типом практика-хозяина служит Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Тургенев говорит о нем, что «у него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках». Николая Ивановича знают во всем околотке, как приветливого и добродушного хозяина, а потому в его кабаке всегда можно найти много гостей. Своими симпатичными чертами Николай Иванович снискал себе расположение окружающей среды и даже пользовался известным влиянием. Так, «его соседи уважают … он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего».

Однако из «Записок охотника» видно, что ничто не гарантировало практика-крестьянина от различных превратностей его зависимого положения. Примерам тому может служить Аким Семенов в рассказе «Постоялый двор». Он начал с извоза, разжился, завел постоялый двор, но страсть к бабам была главной причиной его несчастной судьбы. Будучи уже совершенно пожилым мужиком, Аким Семенов вдруг влюбился в молодую горничную барыни и женился на ней почти против ее воли. Жизнь четы течет мирно и спокойно, но неожиданно на Акима Семенова обрушивается несчастье, виновником которого является мелкий торговец Наум Иванович. Последнему удалось соблазнить жену Акима, а впоследствии этот негодяй на вытребованные от Авдотьи деньги Акима покупает его барыни постоялый двор, принадлежащий Акиму, причем купчая была написана на ее имя. Это обстоятельство производит удручающее впечатление на Акима, который весь теряется; его собственный постоялый двор, бывший в течение нескольких лет для него единственной доходной статьей, переходит во владение к чужому человеку на его собственные деньги. Кроме того, чужой человек покупает недвижимость не у него, а у его помещицы, которая бессовестно пользуется весьма сомнительным правом на имущество своих крепостных. Это горе окончательно свалило с ног Акима. От помещицы своей Аким ничего не может добиться, полагает, что он не в состоянии поправить беду.

С горя Аким два дня пьянствовал со случайно встретившимся ему дьячком Ефремом, отчаянным пьяницей. Под влиянием винных паров Аким решается отомстить новому владельцу и намерен поджечь двор, в который уже переселился Наум Иванович со своими работниками. Последний оказывается слишком дальновидным: он чутко спит и ловит Акима на месте преступления, причем тут же налицо оказывается тлеющая головня и кухонный нож. Акима сажают на ночь в подвал с намерением отвезти его на следующий день в город. Аким отрезвляется, и за ночь с ним происходит переворот: к Науму Ивановичу он уже не предъявляет претензии, но все обрушившиеся на него несчастья приписывает личным грехам, что и высказывает в следующих словах: «Лета мои старые, пора о душеньке своей подумать. Меня сам Господь вразумил. Вишь, я старый дурак, с молодой женой хотел в свое удовольствие пожить … Нет, брат-старик, ты сперва помолись да лбом оземь постучи, да потерпи, да попостись». Вот что говорил он Авдотье. И что же? Аким оставляет в покое Наума Ивановича и предается скитальческому образу жизни. «Везде, куда только стекаются богомольные русские люди, можно было увидеть его исхудавшее и постаревшее, но все еще благообразное лицо … Он казался совершенно спокойным и счастливым, и много говорили о его набожности и смиренномудрии те люди, которым удалось с ним беседовать».

Аким становится набожно-идеальным; он совершенно простил Наума Ивановича и Авдотью, которой он отдал все оставшееся имущество, и барыню. Другую категорию лиц составляют крестьяне-идеалисты, мечтатели, которые нисколько не заботятся об улучшении своего материального положения и вполне довольствуются тем, что имеют возможность жить и созерцать красоту Божьего мира. Сюда относятся два типа, нарисованных Тургеневым в «Записках»: Калиныч и Касьян с Красивой Мечи. Оба они поэтические натуры в русском народе. У Калиныча добродушный, ясный взор, вечно веселый и кроткий нрав; он — идеалист, романтик, совершенное дитя природы. Он людей не знает и никогда не узнает. Его благородная и нежная душа требует привязанности.

Он уважает и любит Хоря, а за барином ухаживает, как за ребенком. Чувство в нем пересиливает все прочие душевные силы. Он говорит с жаром обо всех предметах. Хозяйством Калиныч не занимается, так как его отвлекает охота с барином, к которому он относится с почтением и благоговением. Калиныч совершенно доволен своим положением, верит слепо, что все так должно быть и что все прекрасно. Ум Калиныча требует пищи; но образования он не получил, а на природу смотрит своеобразно. Он слепо верит разным явлениям природы, так как не у кого спросить об истинном их значении. Калиныч умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонять червей; у него пчелы не мрут, у него рука легкая. Воли своей у Калиныча нет. Он чувствует себя хорошо под покровительством Хоря, к которому питает уважение и любовь. Так, «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую он нарвал для своего друга, Хоря.

Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением посмотрел на Калиныча: при знаюсь, я не ожидал таких непо зоологии: «У рыбы кровь холодная — рыба тварь немая. Она не боится, не веселится; рыба тварь бессловесная. Рыба не чувствует, в ней и кровь не живая». Всякую же лесную, полевую, речную, болотную, и луговую, и верховую, и низовую тварь убивать грех — пускай она живет на земле до своего предела». К человеку вообще Касьян не относится с особенным уважением, не потому, что «справедливости в человеке нет», но он верит и даже убежден, что имеется где-то блаженная страна, «где живет птица Гамаюн сладкогласная, и с деревьев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости». Дойти до этой страны Касьян никак не может, хоть много уж исходил, ища справедливости, как и «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут». Касьян грамотен, хотя, понятно, необразован. При образовании он, вероятно, более страдал бы от своего положения. Он обучает грамоте свою дочь Аннушку. Но он немало огорчен и расстроен. В числе прочих крестьян и Касьяна внезапно переселили с родины на новое, чужое место. «Там», — говорит Касьян, — «у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм … и Господи, Боже мой а!. И реки-то, и луга-то, и лес!. А там церковь.А там опять пошли луга. Далеко видно, далече! Вот как далеко видно.Смотришь, смотришь! Ах ты право!. » Здесь же, в тесноте, оторванный от родного гнезда, Касьян совсем потерялся. Но, несмотря на все это, Касьян и философ, и поэт, и лекарь, и заговаривать умеет. Он знает свойство некоторых трав и лечит, но медицинские его убеждения имеют много общего с распространенной теорией самоисцеляющего действия природы. Так, он говорит: «Какая я лекарка, и кто может лечить? Это все от Бога. А есть … есть травы, цветы есть: помогают точно».

Из этих слов видно, что Касьян признает, что исцеление идет само собой, а человек может только способствовать ему или препятствовать, ставя его в те или иные условия. Если же человек не выздоравливает, то уж ничем нельзя помочь: Максиму-плотнику, например, нельзя было помочь, так как он был «не жилец на земле … Уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, — словно что его отзывает». К заговорам Касьян относится с большой осторожностью. «И помогают-то они, а грех», говорит он про нечистые травы: «и говорить о них грех. Еще с молитвой разве. Ну, конечно, есть и слова такие … А кто верует, спасется».

Так как у Касьяна не было возможности переменить свое положение, то он и затаил в себе душевные силы и живет больше в мечтательном мире, нежели в действительном, который его вовсе не удовлетворяет. Он мечтает очутиться в тех странах, где солнце светит приветливее, и «Богу человек видней, и поется то паднеи», где раздолье и Божья благодать, где каждый человек живет по справедливости и испытывает полное удовольствие. Таков Касьян, но и он — собственность хозяина-помещика. Т ретью группу составляют такие крестьяне, которых совершенно не коснулась цивилизация. Таков Бирюк. Плечистый, высокого роста, он обладает огромной физической силой. Мужики боятся его. Он не дает утащить вязанки хворосту.

В какую бы пору мужики ни пытались стащить что-нибудь, Бирюк всегда тут как тут, и его ничем нельзя подкупить. Бирюк не показывает себя жестоким по отношению к мужику: он только суров и строг. «Воровать никому не след», читает он нотацию пойманному на месте преступления мужику, хотя в глубине души, бесспорно, сочувствует бедняку, которого «нужда» и «голодуха» толкнули на воровство. Отпускает его Бирюк, однако не сразу. Он знает, что он тоже человек подневольный, и с него взыщут. Главная задача Тургенева при создании этих образов заключалась в том, чтобы доказать, что мужик такой же человек, как помещик или любой представитель высшего сословия, что он так же понимает и чувствует. Если этот мужик грязен, голоден, груб, невежественен; если этому обитателю деревни чужды более или менее понятия нравственности, эстетики и идеальной добродетели, то в этом виноват не он, а тот, кто не имея на то никакого права, завладел им, обратил его в свою собственность, внушил ему чувство рабской покорности и в то же время развил в нем разного рода недостатки и, как паук, сосет из него соки и благоденствует на счет его работы. Для примера, возьмем трагическую сцену из рассказа «Бирюк».

Тут мы встречаемся с ободранным голодным мужиком, которого крайняя нужда заставила отправиться в чужой лес за деревом для продажи, но вора поймал Бирюк. Из диалога между Бирюком и крестьянином слышим мы слова последнего: «Отпусти … с голодухи … отпусти … Приказчик разорил … не погуби. Ваш-то сам знаешь, заест, заест, во как … Отпусти, ей Богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто во как приходится … Лошаденку-то, хоть ее-то, один живот и есть …отпусти!» Какая тяжелая картина горького крестьянского житья встает перед нами во время этого разговора.

Каждый из них прав по-своему. Бирюк неумолим, так как ему нередко приходится выслушивать такие объяснения, но у Бирюка на все один ответ: воровать никому не след. Удивительно симпатичный тип крестьянской девушки представляет набросанный портрет Акулины в рассказе «Свидание». Акулина тяготится своим деревенским положением, хотя не видела другого, а только слышала от своего возлюбленного, камердинера барина Виктора Александровича, о чудесах Петербурга. «Общество, образование просто удивление», рассказывает он. Акулина слушает с пожирающим вниманием, слегка раскрыв губы, как ребенок, а он старается доказать, что она этого даже понять не в состоянии, но она возражает: «Отчего же, Виктор Александрович? Я поняла; я все поняла». Ужасно жаль становится эту славную, любящую и любознательную девушку, которая делается жертвой развращенного «образованного» городского лакея.

1 / 5. 1