Конспект по проектной деятельности. Конспект занятия «Проектная деятельность. Последовательность работы над проектом

Разработка занятия

ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

На разных этапах проектирования от учеников требуются те или иные умения и навыки. Одним из них является умение планировать свою деятельность.

В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Задания подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: - развивать творческое мышление, воображение;

Формировать умение составлять план, распределять свои дела;

Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

Воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится. Наше занятие я предлагаю вам начать с разгадывания ребуса

(Проект) . Давайте вспомним, что такое проект?

Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Новогодний карнавал»).

Давайте вспомним основные этапы проекта , назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

- Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта.

(26 декабря – Новый год и нам нужно подготовить праздник. Мы остановились на празднике «Новогодний карнавал», но проблема в том, что не составлена программа и не придуманы конкурсы)

А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

Так какова же тема нашего занятия ? (Планирование)

Запишите тему занятия в тетрадь.

Как вы думаете, какие знания, умения вы можете получить, исходя из темы занятия?

Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться составлять план и работать по плану).

Для того, чтобы достичь поставленных целей, на протяжении всего занятия мы будем работать в группах. Чтобы работа в группе была успешной, давайте выработаем правила работы в группе:

Подумайте 30 сек . И сформулируйте правило работы в своей группе.

- Помогать друг другу

-распределять обязанности;

- следить за временем ;

Для достижений целей предлагаю вам следующий план-конспект занятия в виде вопросов, на которые в течение сегодняшнего занятия вы получите ответ:

1. Что такое план?

3. Умею ли я планировать?

4. Как я усвоил тему занятия? Достиг ли поставленных целей?

5. Какие впечатления остались у меня после занятия?

Ребята, прежде чем мы начнем нашу работу, я хочу обратить внимание на лист самооценки, в котором вам предстоит оценивать свою деятельность на занятии и то, как вы будете справляться с теми или иными заданиями. Обратите внимание на то, что даже если вы не сможете принять активного участия в работе вашей группы, вы сможете заработать себе балл, если будете внимательно слушать то, что говорят другие ребята. Обращаю ваше внимание на шкалу перевода заработанных за занятия баллов.

Чтобы стать «Успешным» вам нужно набрать более 10-15 баллов, ____________ от 5-9 баллов

А, что такое план?

Для того чтобы детально разобраться с этим понятием, давайте поработаем с энциклопедиями, справочниками и словарями. Найдите в источниках определения план, планирование, проанализируйте их в группе и запишите в тетрадь одно наиболее вам понятное.

(План - Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ ).

В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

На доске таблица:

«Важно. Срочно»

Срочно

Не срочно

Важно

Не важно

Перед вами таблица.

Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

А сейчас я вам предлагаю поработать в группе. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

    придумать конкурсы для команд;

    изготовить приглашения;

    подобрать необходимое оборудование;

    подобрать стихи и песни;

    подготовить фоторепортаж о празднике.

    подготовить сценарий праздника

Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?

По какому критерию вы себя будете оценивать?

(По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в группе)

А сейчас немного отдохнём.

Отгадайте загадки.

    Загадан здесь сосуд широкий,

Большой, округлый, неглубокий.

Скажи, во что, когда стирает,

Бельё хозяйка собирает? (Таз)

    В неё сложу свои игрушки:

Вот пистолеты, сабли, пушки.

Сестрица спросит очень робко:

«Не маленькая ли …….?» (Коробка)

.

    Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

Ребята, а какое отношение имеют эти предметы к нашему занятию?

Сегодня мы постараемся найти необычное применение этим обычным предметам.

Вам нужно придумать спортивные конкурсы с неспортивными предметами (таз, коробка, веник).

Каждая группа придумывает 1 творческий проект конкурса.

А чтобы у вас получились правильно сформулированные и понятные участникам конкурсы, работать вы тоже будете по плану.

В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на доске).

- Если что-то непонятно, то можете спросить у меня.

«СОЛНЫШКО ОБДУМЫВАНИЯ»

НАЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НАЗВАНИЕ

КОНКУРСА

ОСОБЕННОСТИ УЧЁТ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию конкурса.

- По какому критерию вы будете себя оценивать? (По критерию активной и полезной работы в группе)

Вы хорошо спланировали свою работу в проекте «Новогодний карнавал» и придумали замечательные конкурсы.

По конструктивным критериям они просты и удобны в проведении.

По технологическим – оригинальны и рациональны.

И конечно же учтены экономические критерии.

Необходимое оборудование доступно, практично, его можно использовать неоднократно.

Время нашего занятия подходит к концу, вы оценивали себя, а сейчас я предлагаю вам внутри группы обменяться своими оценочными листами.

Передайте свой оценочный лист соседу. Обратите внимание на самый последний 5 пункт, прочитайте его внимательно и оцените работу того кому принадлежит этот оценочный лист внутри вашей группы.

Верните лист назад с вашими баллами. Подсчитайте сумму своих баллов.

Поднимите руку, кто сегодня получил «5», поднимите руку, кто получил «4», а кто сегодня с урока уйдет с «3».

Вы сегодня работали на 4 и 5 Молодцы!

Давайте вернемся к нашему план – конспекту занятия

Как вы считаете, задачи занятия мы выполнили?

Первые конкурсы мы составили, а дома каждый из вас подумает, какие ещё неспортивные предметы можно использовать в спортивных состязаниях.

А на следующих занятиях мы будем продолжать составление конкурсной программы.

Чему вы учились на этом занятии?

А можете ли вы утверждать, что хорошо научились планировать и распределять свои дела? (Нет)

Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться планировать и распределять свои дела)

Для того, чтобы подвести итог занятия и определить, насколько вы достигли поставленных целей, выберите одну или несколько фраз и продолжите их: ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ ПО ПОРЯДКУ.

    Сегодня я узнал…

    Мне было интересно…

    Мне было трудно…

    Я понял, что…

    Теперь я могу….

    У меня получилось…

    Меня удивило….

    Мне захотелось…

    У меня не получилось

    Я научился….

    Я попробовал

    Я благодарю всех за…

Тема: Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.

Цель: освоение программы МРР, формирование учений в работе с диаграммой

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся с понятием «диаграмма» в МРР;

Познакомсятся с путем составления диаграммы в МРР;

Будут учиться работать с диаграммами при составлении презентации к проекту;

Личностные:

Будут учиться ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;

Будут учиться ставить цель на уроке и планировать пути ее достижения;

Метапредметные

Познавательные:

Будут учиться находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строить несложные рассуждения;

Будут учиться осуществлять анализ, сравнение;

Регулятивные:

Будут учиться принимать учебную цель, сформулированную вместе с учителем;

Будут учиться выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи;

Коммуникативные:

Будут учиться строить монологическое высказывание;

Будут учиться участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

Будут учиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Ресурсы: рабочая тетрадь «Учусь создавать проект»,

План занятия:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Основной этап

4.Рефлексия

Ход занятия

1.Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Викторовна. Сегодня внеурочное занятие у вас проведу я.

2.Актуализация знаний

У: Ребята, перед вами находятся понятия и их определения. Они расположены хаотично. Ваша задача сейчас, найти соответствия. И определить, что лишнее.

Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

Изображение - предмет, явление, изображающие что-то или кого-то.

Схема - изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах.(подсказка: схематично)

(Лишняя - диаграмма.)

У: Ребята, что осталось без определения? Диаграмма. А что такое диаграмма? (Диаграмма - графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.) А что может отобразить диаграмма?

У: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Работа с диаграммами) А чем будем заниматься?(Работать с диаграммами). Как можем проверить наши предположения?(Открыть и посмотреть в тетради)

3.Основной этап

У: Теперь откроем тетради на странице 16. Прочтем наставление мудрого дельфина.

Дружок! Ты уже знаком с программой МРР и многое умеешь делать в этой программе. Сегодня ты научишься выбирать макет и стиль диаграммы.

У: Ребята, что такое МРР? (Программа, позволяющая создать презентацию.)

У: Сегодня мы с вами разберем теоретический аспект работы с диаграммами в МРР. А дома у кого есть компьютеры, вы можете уже самостоятельно опробовать.
У: Приступим. Ребята, для того, чтобы начать работу с диаграммами в МРР что нужно сделать для начала? (Зайти в МРР). Верно! Так и гласит первый пункт работы с макетом диаграммы.

У: Следующий пункт. Читаем.(2.Создай слайд, где нужно поместить диаграмму)

4.Подведи курсор к строке «Диаграммы»
5. Щелкни левой кнопкой мыши по строке «Диаграммы»

6. Диаграмма встанет на заготовленный слайд.

7.Щелкни диаграмму, которую ты хочешь отформатировать(В данном диалоговом окне у нас выпадает целый ряд шаблонов диаграмм.(учитель демонстрирует каждую)) . Выбрав это окно, открывается дополнительно MS Excel . В данной программе заполняются данные, которые отобразит диаграмма. Заполнив таблицу, выделяем то, что хотим отобразить и это автоматически отображается в диаграмме в МРР.

8.Будут отображены средства «Работа с диаграммами», включающие вкладки «Конструктор, Макет и Формат»

9.На вкладке «Конструктор » в группе «Экспресс-макет» щелкни элемент диаграммы, который следует использовать/

(Учитель выполняет данные действия на ноутбуке на руках или же показывает на картинках)

Ребята, вот мы с вами выполнили диаграмму. Выбрали ее макет

У: Теперь поработаем со стилем диаграммы.

1. Щелкни по диаграмме один раз левой кнопкой мыши.

2. Будут отображены средства «Работа с диаграммами», включающие вкладки «Конструктор, Макет и Формат»

3. На вкладке «Конструктор», в группе «Экспресс-стили» выбери подходящий стиль и щелкни по нему один раз левой кнопкой мыши.

Открываем вкладку «Макеты»-«Подписи»- Выбираем расположение названия диаграммы.

В группе «Оси»

Выберем необходимые параметры осей или линий сетки. Если тебе нужно изменить параметры «Основной горизонтальной оси» , выбери подходящие параметры (месяца - тепмература).

Вкладка «Формат». В этой вкладке мы работаем отдельно со всеми элементами диаграммы. Отдельно прорабатываем шкалы, шрифты.

Ребята, теперь с вами немного отдохнем. Логическая задача. Читаем

Пошли как-то Гарри, Рон и Гермиона в запретный лес. В дороге здорово проголодались. Выложили свои припасы. У Рона оказалось 7 сэндвичей, у Гарри - 5, а у Гермионы - ни одного сэндвича. Друзья разделили все сэндвичи порвну на троих. Но зато у Гермионы нашлись шоколадные лягушата. Она дала Рону и Гарри 12 шоколадных лягушат.

Вопрос: Как мальчики должны поделить их по справедливости?(9 и 3)

Ребята, теперь ваша задача такова. Сейчас вы делитесь на группы. Я вам раздам «слайды» и данные в таблицах. Ваша задача обработать данные из таблиц и составить в ручную диаграммы, на основе данных из таблиц. Вы можете выбрать из тех, что мы с вами разобрали.

При ответе вы должны будете представить свои диаграммы и рассказать, что отражает диаграмма.

4.Рефлексия

Чем мы сегодня занимались? Что узнали? Что показалось сложным? Что извлекали для себя на уроке?

Итог.
Ребята, вы сегодня были очень активными, заинтересованными. Старались быстро выполнить все задания, были внимательными и трудолюбивыми. Спасибо вам большое за урок. С вами было очень приятно работать.

Метод проектов

Проект - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы или задачи путем решения задач, вытекающих из нее при рассмотрении в определенной ситуации;

Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектирование – самостоятельная работа учеников, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и различных навыков при решении практических задач с использованием различных технологий.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.

Проектная методика – совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Типология проектов

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;

2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

    1. Исследовательские проекты

Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности, принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки учащихся определенного этапа обучения. Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

1.2 Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим, при выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. п.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

1.3 Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

1.4 Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео); презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

1.5 Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий; словарь обиходной лексики).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

    Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

    Межпредметные проекты

Эти проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников («Единое речевое пространство», «На рубеже веков»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

3.1 Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

3.2 Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник (один из...).

4.1 Внутренние, или региональные, проекты.

Эти проекты, организуемые или внутри одной организации, на занятиях по одному предмету, или междисциплинарные, или между институтами, группами внутри региона, одной страны (это относится только к коммуникационным проектам).

    Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

5. По количеству участников проектов можно выделить такие: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами).

В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных групп, стран). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

Основные принципы организации и работы с группой:

    группы учащихся формируются преподавателем с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;

    группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;

    оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;

    преподаватель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый студент, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы.

6. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на занятиях.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки разных видов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Этапы работы

I . Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1. Планирование проекта в соответствии с: планом и темой, возрастом и опытом участников, их интересами, доступностью и посильностью информации, лексикой из темы, параграфа, книги, реальностью ситуаций;

Необходимо учитывать такие факторы, как: вовлечение всех учеников, их работа дома и на занятиях, использование всех видов речевой деятельности (написать статью, сделать запись на кассете...), возможности класса, группы, каждого школьника отдельно.

2. Выдвижение идеи преподавателем на занятии.

3. Обсуждение идеи участниками проекта; выдвижение ими своих, новых; аргументирование мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, то есть длительном проекте).

II . Организация работы:

1. Формирование микрогрупп. Важно учесть, что все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса.

    Распределение заданий в микрогруппах (если в этом есть необходимость).

    Практическая деятельность участников в рамках проекта (сбор информации и ее анализ).

    Завершающий этап:

1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).

2. Обсуждение способа оформления проекта..

3. Документирование проекта.

4. Презентация результатов проекта всей группе.

5. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок.

    Этап практического использования результатов проекта.

    Рефлексия

При работе над проектом преподаватель

    рассматривает себя прежде всего как организатора и руководителя учебно-воспитательной проектной деятельности;

    использует индивидуальную и коллективную работу во взаимосвязи и взаимодействии, чтобы не только активизировать каждого, но и способствовать сплочению коллектива;

    ставит перед участниками проекта проблемные вопросы, чтобы стимулировать их интеллектуальную активность;

    помогает в поиске источников, способных помочь в работе над определенной темой;

    учит добывать знания, обращаясь к таблицам, схемам, грамматическим справочникам, словарям;

    сам является источником информации;

    координирует весь процесс;

    поддерживает и поощряет;

    поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать продвигаться в работе над проектом;

    обеспечивает «видение» участниками проекта своего продвижения в овладении языком;

    помогает учиться самим.

Требования к результатам учебных проектов


Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

    представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.)

    выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)

    предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;

    рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

    защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

    должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы \ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей (учителем или самими учениками).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающие из нее задачи исследования, оформление конечных результатов, их анализ; подведение итогов и т. п.

Цели:

Просмотр содержимого документа
«Занятие по проектной деятельности "Учимся планировать"»

ЗАНЯТИЕ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

На разных этапах проектирования от учеников требуются те или иные умения и навыки. Одним из них является умение планировать свою деятельность.

В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Задания подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: - развивать творческое мышление, воображение;

Формировать умение составлять план, распределять свои дела;

Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

Воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится.

Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Подарок для души»).

Давайте вспомним основные этапы проекта, назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта. (Октябрь– месячник пожилого человека и нам нужно подготовить подарки для ветеранов труда -. Мы остановились на открытке «Подарок для души», но проблема в том, что не составлена эскиз открытки и не придумано какие материалы мы будем использовать для их выполнения)

А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

Так какова же тема нашего занятия? (Планирование)

Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться составлять план и работать по плану).

А кто помнит, что такое план? (Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ).

В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

I . Задание для самостоятельной работы (работа в паре).

На доске таблица: «Важно. Срочно»

Срочно

Не срочно

Важно

Не важно

Перед вами таблица.

Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

А сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

    придумать эскиз для открытки;

    подобрать необходимое оборудование

    выбрать материалы;

    подобрать стихи и поздравления

    подготовить фотоотчет.

Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?

По какому критерию вы себя будете оценивать? (По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в паре)

А сейчас немного отдохнём.

Отгадайте загадки.

II . Физминутка. Упражнения на развитие творческого мышления

    Всех листов плотнее он, Разноцветный наш. . . (картон)

-Какой картон вы знаете?(гофрированный, мелованный, тонированый)

- А когда используется картон?(Когда нужно чтобы поделка держала форму0

    Очень яркие листы, Разрезай и клей их ты. Серебристые снежинки И забавные картинки Можно воссоздать и флаги Из листов такой... . (бумаги)

    - какие свойтва бумаги вы знаете?(легко мнется, рвётся, намокает, режется)

    Он не пачкает, не льется, В сумке не перевернется, Сохнет быстро - лишь намажь. Клей зовется. . . (карандаш)

Для чего нужен клей? (Чтобы склеивать и клеить)

Давайте вообразим как склеивает клейф наши ладошки

    Очищают воздух, Создают уют,На окнах зеленеют,Круглый год цветут.(Цветы)

    Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

    Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не зaмOк

Сегодня мы постараемся создать эскиз открытки с использованием этих предметов.

А для этого вам нужно объединится в группы.

III . Работа в группах. Проектное задание

Учащиеся объединяются в творческие группы.

Проводится жеребьёвка (на листочках) – назначаются ответственные в группе.

Группы получают задание – придумать и эскиз открытки с использованием перечиленных материалов (картон бумага цветочки листики).(Все материалы лежат на толах)

Каждая группа придумывает 1 творческий проект открытки.

А чтобы у вас получились правильно сформулированные и понятные участникам эсскизы, работать вы тоже будете по плану.

В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на доске).

- Если что-то непонятно, то можете спросить у меня.

«СОЛНЫШКО ОБДУМЫВАНИЯ»

НАЗНАЧЕНИЕ ФОРМА

ПОДПИСЬ

ОТКРЫТКИ

ОСОБЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИОННЫЙ

ОТКРЫТКИ ЦЕНТР

IV . Отчёт групп о проделанной работе.

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию открытки.

По какому критерию вы будете себя оценивать? (По критерию активной и полезной работы в группе)

2) Подведение итогов.

Я хочу подвести итог.

Вы хорошо спланировали свою работу в проекте «Подарок для души» и придумали замечательные открытки.

По конструктивным критериям они просты и удобны в исполнении.

По технологическим – оригинальны и рациональны.

И конечно же учтены экономические критерии.

Как вы считаете, задачи урока мы выполнили?

Первые эскизы мы составили, а дома каждый из вас подумает, какие ещё варианты открыток можно предложить.

А на следующих занятиях мы будем продолжать разработку и выполнение сувенирной открытки

Спасибо всем за работу.

V . Итог занятия.

Подведём итог нашей работы.

Чему вы учились на этом занятии?

Как вы думаете, достигли вы поставленных целей?

А можете ли вы утверждать, что хорошо научились планировать и распределять свои дела? (Нет)

Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться планировать и распределять свои дела)

VI . Рефлексия «Звёздное небо».

А сейчас я предлагаю вам оценить свой личный вклад в это занятие с помощью звёзд.

- «Красный гигант» - вклад значительный.

- «Жёлтый карлик» - вклад незначительный.

- «Чёрная дыра» - что-то не получилось.

Благодарю вас за хорошую работу.

На этом наше занятие по проектной деятельности окончено.

муниципальное образовательное учреждение

«Судская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект занятия

по проектной деятельности

«Учимся планировать »

2 класс

Разработчик:

Шмидт Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

ЗАНЯТИЕ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

На разных этапах проектирования от учеников требуются те или иные умения и навыки. Одним из них является умение планировать свою деятельность.

В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Задания подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: — развивать творческое мышление, воображение;

— формировать умение составлять план, распределять свои дела;

— способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

— воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

— Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится.

— Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Папа, мама, я – спортивная семья»).

— Давайте вспомним основные этапы проекта, назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

— Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

— Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

— Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта. (23 февраля – День защитника Отечества и нам нужно подготовить праздник. Мы остановились на семейном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», но проблема в том, что не составлена программа и не придуманы конкурсы)

— А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

— Так какова же тема нашего занятия? (Планирование)

— Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться составлять план и работать по плану).

— А кто помнит, что такое план? (Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ).

— В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

I . Задание для самостоятельной работы (работа в паре).

— На доске таблица: «Важно. Срочно»

Срочно

Не срочно

Важно

Не важно

— Перед вами таблица.

— Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

— В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

— А сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

    придумать конкурсы для команд;

    изготовить приглашения (или подобрать необходимое оборудование);

    подобрать стихи и песни;

    подготовить фоторепортаж о празднике.

— Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

— Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?

— По какому критерию вы себя будете оценивать? (По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в паре)

— А сейчас немного отдохнём.

— Отгадайте загадки.

II . Физминутка. Упражнения на развитие творческого мышления

    Загадан здесь сосуд широкий,

Большой, округлый, неглубокий.

Скажи, во что, когда стирает,

Бельё хозяйка собирает? (Таз)

— Какой формы таз?(Круглой)

— Покружитесь и покажите, что он круглый.

    В неё сложу свои игрушки:

Вот пистолеты, сабли, пушки.

Сестрица спросит очень робко:

«Не маленькая ли …….?» (Коробка)

— Для чего мальчику нужна коробка?(Чтобы положить игрушки)

— Давайте присядем, как будто мы игрушки, сложенные в коробку.

    Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

— Для чего нужен веник? (Чтобы мести пол)

— Изобразите, как вы метёте пол.

— Сегодня мы постараемся найти необычное применение этим обычным предметам.

— А для этого вам нужно объединится в группы.

III . Работа в группах. Проектное задание

— Учащиеся объединяются в творческие группы.

— Проводится жеребьёвка (на листочках) – назначаются ответственные в группе.

— Группы получают задание – придумать спортивные конкурсы с неспортивными предметами (таз, коробка, веник).

— Каждая группа придумывает 1 творческий проект конкурса.

— А чтобы у вас получились правильно сформулированные и понятные участникам конкурсы, работать вы тоже будете по плану.

— В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на доске).

— Если что-то непонятно, то можете спросить у меня.

«СОЛНЫШКО ОБДУМЫВАНИЯ»

Н АЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НАЗВАНИЕ

КОНКУРСА

О СОБЕННОСТИ УЧЁТ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

IV . Отчёт групп о проделанной работе.

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

— Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию конкурса.

— По какому критерию вы будете себя оценивать? (По критерию активной и полезной работы в группе)

2) Подведение итогов.

— Я хочу подвести итог.

— Вы хорошо спланировали свою работу в проекте «Папа, мама, я – спортивная семья» и придумали замечательные конкурсы.

— По конструктивным критериям они просты и удобны в проведении.

— По технологическим – оригинальны и рациональны.

— И конечно же учтены экономические критерии.

Необходимое оборудование доступно, практично, его можно использовать неоднократно.

— Как вы считаете, задачи урока мы выполнили?

— Первые конкурсы мы составили, а дома каждый из вас подумает, какие ещё неспортивные предметы можно использовать в спортивных состязаниях.

— А на следующих занятиях мы будем продолжать составление конкурсной программы.

— Спасибо всем за работу.

V . Итог занятия.

— Подведём итог нашей работы.

— Чему вы учились на этом занятии?

— Как вы думаете, достигли вы поставленных целей?

— А можете ли вы утверждать, что хорошо научились планировать и распределять свои дела? (Нет)

Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться планировать и распределять свои дела)

VI . Рефлексия «Звёздное небо».

— А сейчас я предлагаю вам оценить свой личный вклад в это занятие с помощью звёзд.

— «Красный гигант» — вклад значительный.

— «Жёлтый карлик» — вклад незначительный.

— «Чёрная дыра» — что-то не получилось.

— Благодарю вас за хорошую работу.

— На этом наше занятие по проектной деятельности окончено.