Должностные обязанности дефектолога. Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед). II. Должностные обязанности

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).

Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

1) Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) должен знать

2) Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) - образец 2019 года. Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).

    Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.

    На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.

    Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.

    –Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

    В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:

    Конституцией РФ;

    Декларацией прав и свобод человека;

    Законом РФ «Об образовании»;

    Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

    Решениями Правительства РФ;

    Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

    Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;

    Уставом ДОУ;

    Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;

    Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

    Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

      Учитель-дефектолог должен знать:

    Конституцию РФ;

    Закон РФ «Об образовании»;

    Конвенцию ООН о правах ребенка;

    Решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;

    Возрастную специальную педагогику и психологию;

    Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

    Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;

    Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;

    Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

    Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

    Новейшие достижения дефектологической науки;

    Базисную программу воспитания детей;

    Нормативные документы в рамках компетенции;

    Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

      Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

  1. Функции

      Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.

      Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

      Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.

      Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.

      Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

ГОУ Д/С № 000

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УЧИТЕЛЮ-ДЕФЕКТОЛОГУ

__________________ ________________

(Фамилия, имя, отчество) (Подпись)

Должностная инструкция

Г. _________________

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.

1.2. На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.

1.3. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.

1.4. –Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

1.5. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:

· Конституцией РФ;

· Декларацией прав и свобод человека;

· Законом РФ «Об образовании»;

· Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

· Решениями Правительства РФ;

· Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

· Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;

· Уставом ДОУ;

· Возрастную специальную педагогику и психологию;

· Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

· Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;

· Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка ;

· Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

· Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

· Новейшие достижения дефектологической науки;

· Базисную программу воспитания детей;

· Нормативные документы в рамках компетенции;

· Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

1.7 Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. Функции

2.1 Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.

2.2 Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

2.3 Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.

2.4 Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.

2.5 Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям , имеющим отклонения в развитии.

3. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог обязан:

3.1 Проводить:

· обследование детей с целью определения особенностей речевой функции у ребенка, структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов в его развитии;

· комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния детей;

· индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психических отклонений в развитии.

3.2 Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.

3.3 Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические Центры.

3.4 Составлять заключения по результатам логопедического обследования и доводить до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.

3.5 Разрабатывать и использовать:

· Коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонема тических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции;

· По работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. В условиях ДОУ при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе;

· По социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению;

· по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.

3.6 Осуществлять:

· Тесное взаимодействие с воспитателями групп и педагогами дополнительного образования по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи у дошкольников;

· Динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий посредством периодических обследований ребенка.

3.7 Формировать навыки речевой культуры у воспитанников на основе русской детской классической литературы и устного народного творчества.

3.8 Консультировать всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений и выбора технологий логопедической помощи детям.

3.9 Участвовать:

· В опытно-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в дошкольном учреждении;

· В заседании Педагогического совета;

· Совета психолого-педагогической службы;

· В родительских собраниях и круглых столах .

3.10 Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.

3.11 Вести:

· Документацию по установленной форме, использовать ее по назначению;

· Методическую и аналитико-статистическую работу.

4. Права

Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет право:

4.1 Принимать участие:

· В разработке стратегии развития ДОУ;

· В создании соответствующих нормативных документов;

· В разработке управленческих решений, настоящих вопросов в рамках психолого-педагогической службы;

· В разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности.

4.2 Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.3 Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.

4.4 Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.

4.5 Требовать от руководства дошкольным учреждением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.6 Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1 Учитель-дефектолог несет ответственность (в порядке, определенном трудовым законодательством) за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленной должностной инструкции , в том числе за неисполнение предоставленных прав.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2 За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью воспитанников. В данном случае учитель-дефектолог может быть освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности .

6.6 Информирует руководителя ППС и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

6.7 Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.

6.8 Подотчетен Совету педагогов.

С должностной инструкцией ознакомлен (а): ________________________

I. Общие положения

1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.

2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее

3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее

4. Учитель-дефектолог должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.

4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.

4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).

4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.

4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.

4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.

6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

7. Ведет необходимую документацию.

8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

10. Реализует образовательные программы.

11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.

13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

III. Права

Учитель-дефектолог вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.